Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 сентября 2003 г. N Ф04/4748-1534/А27-2003
(извлечение)
Государственное учреждение "Кузбасский центр энергосбережения" (далее - Учреждение), г. Кемерово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" (далее ОАО "Кузбассэнерго") задолженности за январь 2003 в размере 1000000 рублей, образовавшейся в результате несвоевременного перечисления денежных средств в соответствии с Законом Кемеровской области "О формировании целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения".
Решением суда от 26.05.2003 в удовлетворении исковых требований по мотивам добровольного погашения задолженности ответчиком отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе ОАО "Кузбассэнерго" просит изменить мотивировочную часть решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. При этом ответчик считает, что отчисления, производимые в соответствии с областной Программой энергосбережения, не носят для него обязательный характер. Консолидация целевых средств энергосбережения на отдельном счете Учреждения и существующий порядок их использования в целях реализации областной программы энергосбережения нарушает конституционные права ОАО "Кузбассэнерго" как субъекта предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. По мнению ОАО "Кузбассэнерго", в соответствии с мотивировочной частью вынесенного решения суд руководствовался нормативно-правовым актом субъекта РФ - Положением "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения", которое прямо противоречит Федеральному закону N 28-ФЗ от 03.04.1996 г. "Об энергосбережении". В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, согласно части 5 статьи 76 Конституции РФ и части 1 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", должен действовать федеральный закон.
В судебном заседании представитель ОАО "Кузбассэнерго" поддержал изложенные в жалобе доводы.
Представитель истца считает решение суда законным, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировала доводы ОАО "Кузбассэнерго" и Учреждения, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению как основанная на неверном толковании норм материального права.
Из материалов дела следует, что согласно ст. 2 Закона Кемеровской области "О формировании целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения" N 78-ОЗ от 09.12.1999., принятого во исполнение Закона РФ "Об энергосбережении", источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии, реализуемой на потребительском рынке, и перечисляемые производителями энергии на специальные счета.
В Положении "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения", утвержденном распоряжением Администрации Кемеровской области от 15.02.02 N 97-р, установлен размер отчислений - 1% от стоимости отпущенной электрической энергии.
Указанные отчисления включаются в структуру тарифов на энергию, определяемую Региональной энергетической комиссией Кемеровской области.
Постановлением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области от 30.12.2002 N 129 "О тарифах на энергию, отпускаемую ОАО "Кузбассэнерго" потребителям с 01.01.2003", тарифы утверждены с учетом 1% отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что требование Учреждения о взыскании отчислений на формирование целевых средств с производителей энергии, к числу которых относится ответчик, является правомерным.
Правомерность обращения истца с иском о взыскании долга подтверждается нормами Положения "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения", в соответствии с которыми Учреждение наделено полномочиями по сбору отчислений с энергоснабжающих организаций.
Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик произвел отчисление целевых средств за январь 2003 года в полном объеме, в удовлетворении исковых требований суд отказал.
Кассационная инстанция не находит оснований для переоценки выводов суда и изменения мотивировочной части решения.
Статья 2 Федерального закона от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении" определяет, что законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 2 и 4 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней с обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Правила, установленные статьями 5 и 6 этого же Федерального закона определяют, что к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов относится утверждение правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, а к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов относится установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, является региональная энергетическая комиссия.
Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", исходя из общих принципов регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, устанавливает общие принципы энергосбережения, в том числе полномочия федеральных органов исполнительной власти и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения.
В соответствии с частью 6 статьи 14 названного Федерального закона региональные энергетические комиссии при определении тарифов на энергетическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение.
Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы власти и управления субъектов Российской Федерации являются полномочными субъектами правоотношений, возникающих в области энергосбережения. Действующий Закон Кемеровской области N 78-ОЗ от 09.12.1999 "О формировании целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения", регулирующий порядок реализации областной Программы энергосбережения, а также устанавливающий источники финансирования Программы, правила консолидации средств и порядок их использования в целях финансирования энергосберегающих проектов, издан с соблюдением правового принципа обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии и по тем мотивам, которые изложены в кассационной жалобе ответчика, не противоречит действующему федеральному законодательству.
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России" Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации представлено право учитывать при регулировании цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию и природный газ экономически обоснованные затраты производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов на реализацию программ энергосбережения и проведение энергоаудита.
Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.12.2002 N 129 "О тарифах на энергию, отпускаемую ОАО "Кузбассэнерго" потребителям с 01.01.2003" принятое с учетом экономического обоснования затрат производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов на реализацию программ энергосбережения, включающее в тарифы 1% отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения и является обоснованным. Данное обстоятельство ответчиком и не оспаривается.
Довод кассационной жалобы о том, что Положение "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения", утвержденное распоряжением Администрации Кемеровской области от 15.02.2002 противоречит Федеральному закону N 28-ФЗ от 03.04.1996 "Об энергосбережении" является не состоятельным.
Целевые средства в размере 1% от установленного тарифа, направляемые для реализации Программы энергосбережения Кемеровской области, являются отчислениями, включаемыми в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии, реализуемой на потребительском рынке, и перечисляемые производителями энергии на специальные счета. Однако они не влияют на величину затрат ОАО "Кузбассэнерго", связанных с производством и реализацией электроэнергии. Источником формирования этих денежных средств являются потребители электроэнергии. Отчисления на реализацию областной Программы энергосбережения являются косвенными отчислениями, не могут являться собственностью ответчика и, таким образом, не нарушают гарантированных Конституцией РФ имущественных и иных прав ОАО "Кузбассэнерго" как субъекта гражданских правоотношений и предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 69 обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Кемеровского областного суда от 01.12.2000 года, поддержанным определением Судебной коллегии по гражданским делам от 27 февраля 2001 года, установлено, что считать, что субъект Российской Федерации не вправе был принимать акты, в том числе Закон Кемеровской области N 78-ОЗ от 09.12.1999 "О формировании целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения", направленные на реализацию Программы энергосбережения, что они противоречат федеральному законодательству, оснований не имеется.
Кассационная инстанция приходит к выводу, что наделение Государственного учреждения "Кузбасский центр энергосбережения" полномочиями, связанными с реализацией Федерального закона от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ и областной Программы энергосбережения не противоречит федеральному закону N 28-ФЗ от 03.04.1996.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам и правоотношениям сторон, представленным суду сторонами, правильно применил нормы материального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.05.2003 по делу N А27-4448/2002-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 сентября 2003 г. N Ф04/4748-1534/А27-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании