Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 января 2007 г. N Ф04-8202/2006(29198-А75-9)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому округам (далее - федеральная регистрационная служба) о признании незаконным отказа от 21.04.2006 N 18/002/2006-867 в государственной регистрации договора аренды земельного участка в составе земель лесного фонда от 09.12.2005 N 001/05-14 на земельные участки лесного фонда, находящиеся по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район, Советский лесхоз (лес III группы), под объект "обустройство Сыморьяхского месторождения. Кусты N 50, 51, 53, 55 и разведочные скважины 10435, 10636": обязать федеральную регистрационную службу осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 09.12.2005 N 001 05-14 на указанные земельные участки лесного фонда.
Заявленные требования основаны ссылками на статьи 5, 9, 22, 63, 66 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 3, 22, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2, 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решением от 25.09.2006 суд отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, придя к выводу об их незаконности и необоснованности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Податель жалобы считает вывод суда о том, что агентство лесного хозяйства по ХМАО - Югре наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, но не участками лесного фонда, противоречащим пункту 5.7.5 Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства; полагает, что предметом договора аренды от 09.12.2005 N 001/05-14 являются именно земельные участки лесного фонда. По мнению общества, не подлежит применению статья 34 Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что участок лесного фонда предоставлен для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.
В судебном заседании представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке, установленном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
Представитель ответчика высказался против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, суд кассационной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.12.2005 между федеральным государственным учреждением "Советский лесхоз" и ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" был заключен договор N 001/05-14 аренды земельных участков лесного фонда общей площадью 916 543,58 кв.метров, находящихся по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Советский район, Советский лесхоз (лес третьей группы), Зеленоборское лесничество, под объект "обустройство Сыморьяхского месторождения. Кусты N 51, 53, 55 и разведочные скважины 10435, 10636".
ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" обратилось в регистрирующий орган с заявлением для государственной регистрации.
Сообщением от 21.04.2006 N 18/002/2006-867 регистрирующий орган - Советский отдел Главного управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам отказал в государственной регистрации договора аренды от 09.12.2005 N 001/05-14 на основании абзацев 4, 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", считая отказ в государственной регистрации договора аренды незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно абзацам 4, 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
В обоснование отказа регистрирующий орган сослался на статьи 7, 8, 31, 34 Лесного кодекса Российской Федерации, считая, что предметом аренды, в данном случае, должен быть участок лесного фонда, а не земельный участок лесного фонда; не предусмотрено предоставление в аренду сроком более чем на один год участков лесного фонда для целей, не связанных с лесопользованием; участки лесного фонда предоставляются по результатам лесного конкурса. Кроме этого, регистрирующий орган отметил несоответствие кадастрового номера одного земельного участка, указанного в договоре аренды, номеру по кадастровому плану земельного участка.
Статья 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает, что документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и вид регистрируемого права, и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. План недвижимого имущества должен быть удостоверен соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Из содержания представленного на государственную регистрацию договора аренды от 09.12.2005 N 001/05-14 нельзя однозначно определить объект аренды.
При наличии неопределенности в предмете договора аренды регистрирующий орган обязан был отказать в государственной регистрации договора аренды, поскольку представленные на государственную регистрацию документы не соответствовали требованиям действующего законодательства.
Статья 6 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации к участкам лесного фонда относятся также участки лесных земель, не покрытые лесной растительностью, и участки нелесных земель.
Исходя из содержания статьи 31 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды участка лесного фонда лесопользователю (арендатору) предоставляется именно участок лесного фонда, а не земельный участок.
На основании акта (решения) Агентства лесного хозяйства по Ханты-Мансийскому автономному окруту-Югре от 11.03.2005 N 293 осуществлен перевод участков лесного фонда из лесных земель в нелесные земли для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом площадью 127,13 га и участок лесного фонда общей площадью 137,6 га предоставлен для временного использования под промышленные нужды ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" под объект "Обустройство Сыморьяхского месторождения, Кусты N 50, 51, 53, 55 и разведочные скважины N 10435, 10636".
В этой связи, в аренду обществу предоставлены земельные участки, которые временно не относятся к землям лесного фонда.
Между тем, в пункте 1.1 договора аренды от 09.12.2005 N 001/05-14 указано о предоставление в аренду земельных участков лесного фонда.
Земельный участок и участок лесного фонда содержат разное понятие и имеют разный правовой режим, являются различными объектами гражданских прав.
Аренда земель лесного фонда регулируется правилами лесного законодательства. По договору аренды участка лесного фонда арендатор является лесопользователем и осуществляет один из видов лесопользования, перечисленных в статье 80 Лесного кодекса.
Согласно условиям договора аренды от 09.12.2005, акта (решения) от 11.03.2005 N293 участки лесного фонда предоставлены обществу для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства.
Следует отметить, что при заключении договора аренды от 09.12.2005 стороны не учли внесенные Приказом от 28.11.2005 N 579-п изменения в Акты (решения) о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
Арбитражный суд, изучив доказательства, проанализировав действующее законодательство, пришел к правильному выводу о том, что регистрирующий орган обоснованно отказал в государственной регистрации договора аренды, поскольку представленные на государственную регистрацию документы не соответствовали требованиям действующего законодательства, и правомерно отказал ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не содержат сведений, которые могли бы опровергнуть выводы суда, и по существу направлены на переоценку доказательств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не выявлено нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.09.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-6001/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 января 2007 г. N Ф04-8202/2006(29198-А75-9)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании