Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 октября 2003 г. N Ф04/5052-1698/А27-2003
(извлечение)
Дочернее холдинговой компании "Кузбассразрезуголь" открытое акционерное общество "Разрез Калтанский" г. Калтан (далее - ЗАО "Калтанский Разрез") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 15.05.2003 N 262 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 8303 рублей 60 копеек, предложении уплатить неуплаченный налог на добычу полезных ископаемых в размере 41518 рублей и пени в размере 1943 рублей 04 копейки.
Решением от 27.06.2003 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Принимая решение суд пришел к выводу, что заявителем для подтверждения применения льготы по налогообложению по ставке 0 процентов были представлены показатели нормативных потерь утвержденных в установленном законом порядке, признав оспариваемое решение налогового органа недействительным.
В кассационной жалобе налоговая инспекция выражает несогласие с принятым судом решением. Полагает, что налогоплательщик не имел право применять ставку 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь угля в количестве 5106 тонн, поскольку не представил утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации нормативы потерь твердых полезных ископаемых, либо документов подтверждающих такое направление. Указывает, что правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, а так как его требования не соблюдены ЗАО "Калтанский Разрез", то применение налогоплательщиком подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации незаконно. Просит отменить принятое по делу решение и принять новое. Ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без своего представителя.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Разрез Калтанский" считает требования налогового органа необоснованными. Считает, что правомерно представил документы по нормативам потерь в обоснование льготного налогообложения по нулевой ставке, утвержденных в старом порядке с территориальным органом Госгортехнадзора Российской Федерации. Указывает, что не имел возможности представить утвержденные в новом порядке нормативы потерь, поскольку на момент привлечения к ответственности отсутствовал какой-либо утвержденный и опубликованный в установленном порядке нормативный акт, регламентирующий процедуру утверждения нормативов потерь. Просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, рассмотрев материалы камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2003 год, представленной ЗАО "Разрез Калтанский", а так же представленных по требованию налогового органа дополнительных документов, руководителем налогового органа было принято решение от 15.05.2003 N 262, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 8303 рублей 60 копеек, предложено уплатить неуплаченный налог на добычу полезных ископаемых в размере 41518 рублей и пени в размере 1943 рублей 04 копейки. Принимая решение налоговая инспекция пришла к выводу, что в представленной предприятием документации отсутствуют материалы Министерства природных ресурсов России об утверждении в установленном порядке нормативов потерь углеводородного сырья при добычи, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
Несогласие заявителя с решением налогового органа послужило основанием для его обращения в суд.
Принимая решение, суд надлежащим образом исследовал фактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу, указав, что предприятие не может быть лишено права на льготное налогообложение предусмотренное статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии нормативов потерь, утвержденных в прежнем порядке, поскольку законодатель ограничивает нормативами лишь пределы применения льготы, а не само право на применение ставки 0 процентов.
Суд кассационной инстанции считает, что налоговый орган принимая оспариваемое решение формально исходил из требований подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку "Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (далее - Постановление Правительства) не устанавливают сроки утверждения нормативов, порядок их направления на согласование и т.д. Вывод о том, что согласованные нормативы потерь утвержденные в старом порядке (до вступления в силу вышеуказанного Постановления Правительства 1 января 2002 года) сохраняют свою силу и на период вступления в силу настоящего Постановления Правительства, указывается в совместном письме Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 16.08.2002 N ПС-1946/4407 "О нормативах потерь твердых ископаемых на 2002 год". В нем установлено, что порядок рассмотрения и утверждения проектных нормативов потерь и уточненных нормативов потерь на последующие периоды будет доведен дополнительно, после подготовки соответствующего межведомственного документа.
Такого документа до настоящего момента не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 27.06.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6700/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 октября 2003 г. N Ф04/5052-1698/А27-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании