Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 октября 2003 г. N Ф04/5311-1564/А46-2003
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "База Агрокомплект", г. Омск, (далее - ЗАО "База Агрокомплект") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция) N 17-07/879 ДСП от 24.01.2003 в части доначисления земельного налога в размере 110 642 руб. 80 коп. и об обязании Инспекции принять решение о зачете излишне уплаченного налога на землю в указанной сумме в счет предстоящих налоговых платежей.
Решением суда первой инстанции от 08.04.2003 (судья Ч.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2003 (Судьи С., П., М.), заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и принять решение об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
По мнению налогового органа, арбитражным судом неверно применены нормы материального права, поскольку установленные Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых нормативными актами. Соответственно, индексируются конкретные ставки налогов, определенные уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания ст. 2 и ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ЗАО "База Агрокомплект", соглашаясь с выводами арбитражного суда, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, ЗАО "База Агрокомплект" представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год, в которой земельный налог на общую сумму 221 284 руб. был рассчитан в размере 7,92 руб. за кв. м. в год по ставке, установленной для 36 оценочной зоны решением Омского горсовета от 20.09.2000 N 298 с учетом коэффициента 2.
09.12.2002 налогоплательщик направил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 г. на сумму 110 642,8 руб. и заявление о возврате излишне уплаченного налога, полагая, что им ошибочно произведен расчет земельного налога на 2002 год по ставке в размере 7,92 руб., который следовало исчислять по ставке 3,96 руб. за кв. м.
По результатам камеральной проверки Инспекция вынесла решение от 24.01.2003 N 17-07/879 ДСП, в котором сделан вывод о неверном применении ставки земельного налога и занижении земельного налога на сумму 110 642,8 руб.
В связи с тем, что у предприятия имелась переплата по указанному налогу, налоговым органом было отказано в привлечении ЗАО "База Агрокомплект" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и предложено уплатить сумму доначисленного земельного налога.
Принимая судебные акты о признании незаконным оспариваемого решения Инспекции, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что в рассматриваемом периоде был принят Федеральный закон "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ, в соответствии со ст. 1 которого ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применялись в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Поскольку Закон был официально опубликован 17.12.2001, судебные инстанции пришли к выводу, что он должен был вступить в силу не ранее 01.01.2003, то есть по истечении налогового периода. Поскольку порядок вступления в силу указанного Закона был нарушен, то указанный в нем коэффициент не мог применяться, как в том налоговом периоде, на который он установлен, так и в последующем, поскольку применение коэффициентов регулируется отдельным нормативным актом по каждому налоговому периоду.
При этом обе судебные инстанции не дали правовой оценки доводам Инспекции о том, что в соответствии с п. 1 ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Статьями 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", установлено, что юридические лица представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога ежегодно не позднее 1 июля, суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Согласно статье 17 этого Закона, учет плательщиков налоговыми органами и начисление налога налогоплательщиками производится ежегодно по состоянию на 1 июня.
Поскольку действия, на которые распространяется Федеральный закон "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ, налогоплательщику предстояло осуществить после вступления Закона в силу, довод о придании Закону обратной силы, по мнению налогового органа является несостоятельным.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене как недостаточно обоснованные, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо в полном объеме исследовать и дать правовую оценку доводам Инспекции.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1 и 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 08.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.07.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-115/03(А-541/03) отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 октября 2003 г. N Ф04/5311-1564/А46-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании