Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 ноября 2003 г. N Ф04/5838-1937/А45-2003
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Комплектсервис-М" (далее - общество), город Новосибирск, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Новосибирска (далее - инспекция) от 13.02.2003 N УС-02-03/3422 об отказе в возврате из бюджета 5 890 рублей излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 4 квартал 2002 года.
Решением суда от 30.06.2003 (судья С.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.09.2003 (Судьи М.А.И., Ю., М.В.Н.), заявленные требования удовлетворены. Суд исходил из того, что с вступлением в законную силу Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) общество не должно было уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог за 4 квартал 2002 года. Суд указывает в решении, что статья 4 Закона N 110-ФЗ вступает в силу только с 01.01.2003 года.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований общества отказать. Налоговый орган считает, что налогоплательщик обязан уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог в соответствии со статьей 5 Закона от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" с введением статьи 4 Закона N 110-ФЗ это обязанность не является новой, поэтому он обязан исчислять и уплачивать налог за 2002 год.
В отзыве на жалобу заявитель возражал по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании заявитель просил оставить судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального права, считает судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Комплектсервис-М" обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 4 квартал 2002 года в размере 5 890 рублей, поскольку считает, что в связи с вступлением в законную силу статьи 2 Закона N 110-ФЗ, у него отсутствует обязанность по исчислению и уплате данного налога с 01.09.2002.
Письмом от 13.02.2003 за N УС-02-03/3422 налоговый орган отказал обществу в возврате излишне уплаченного налога, ссылаясь на статью 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", статью 4 Закона N 110-ФЗ, которое обществом оспорено.
Отменяя судебные акты, кассационная инстанция исходит из следующего.
Статьей 2 Закона N110-ФЗ были внесены изменения в статью 19 Закона N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которой из перечня федеральных налогов исключены налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 "О дорожных фондах в Российской Федерации", в число этих налогов входит налог на пользователей автомобильных дорог.
В силу статьи 21 Закона N 110-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования за исключением отдельных норм, которые вводятся в действие в ином порядке.
Порядок вступления в силу статьи 2 Закона N 110-ФЗ, специально не оговорен, следовательно, в данном случае следует руководствоваться общим порядком введения в действие актов законодательства о налогах и сборах, который установлен статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Разъяснения о порядке применения статьи 2 Закона N 110-Федерального закона даются в письме Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 10.09.2002 N ВГ-6-03/1385.
Согласно статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговый период по налогу на пользователей автомобильных дорог Законом Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" не установлен, таким образом в силу статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по данному налогу понимается календарный год.
На вступление в силу положений Закона N 110-ФЗ, отменяющих налог на пользователей автомобильных дорог с 01.01.2003, указывает статья 20 Закона N 110-ФЗ, в которой дано поручение Правительству Российской Федерации предусмотреть при подготовке проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" выделение из федерального бюджета субвенций и компенсаций, в связи с отменой с 01.01.2003 налога на пользователей автомобильных дорог.
Соответствующие изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносились, поэтому до конца финансового 2002 года налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 год подлежит уплате в полном объеме.
Статьей 4 Закона N 110-ФЗ предусмотрено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году, независимо от способа определения, выручку, полученную до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Таким образом, обязанность уплаты данного налога установлена в норме самого Закона N 110-ФЗ, поэтому вывод суда об обязанности исчисления налога только с 01.01.2003, в данном случае является неправомерным.
Учитывая изложенное, выводы суда о том, что за 4 квартал 2002 года общество не должно было уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог, являются неправомерными.
Кассационная инстанция установила, что материалов дела достаточно для принятия нового решения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 30.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.09.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-4130/03-СА39/212 отменить.
Принять новое решение по делу.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Комплектсервис-М" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Комплектсервис-М" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2003 г. N Ф04/5838-1937/А45-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании