Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 января 2007 г. N Ф04-8901/2006(30022-А27-6)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2006 г. N Ф04-7183/2006(27887-А27-31)
Открытое акционерное общество Производственное объединение "Водоканал" (далее - ОАО ПО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области, г. Прокопьевск, (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 16-11-26112 от 02.05.2006 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 461 187 руб., доначисления водного налога в сумме 7 305 439 руб. и 733 637 руб. пеней.
Решением арбитражного суда от 07.07.2006, оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2006, заявленное требование ОАО ПО "Водоканал" удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования ОАО ПО "Водоканал". Налоговый орган указывает, что налогообложение по налоговой ставке 70 рублей должно осуществляться в отношении объема воды, установленного по нормативам потребления, а не по фактическому забору воды для населения. Определение объема забранной воды для нужд населения должно производиться на основании выставленных счетов-фактур.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО ПО "Водоканал" просит оставить без изменения судебные акты.
В судебном заседании представители ОАО ПО "Водоканал" поддержали доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки налоговый орган вынес решение N 16-11-26/112 от 02.05.2006 о привлечении ОАО ПО "Водоканал" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 461 187 руб. за неполную уплату водного налога и за неполную уплату платы за пользование водным объектом в размере 1 791 руб. Указанным решением доначислены водный налог в размере 8955 руб. и плата за пользование водными объектами в размере 7 305 439 руб., предложено уплатить штраф в сумме 1 461 187 руб. и 733 637 руб. пени по водному налогу.
Не согласившись с решением налогового органа в указанной части ОАО ПО "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные требования ОАО ПО "Водоканал" принял правильное решение.
В силу статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях: использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
В соответствии со статьей 135 Водного кодекса Российской Федерации при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целью деятельности которых являются питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что обязанность по уплате водного налога возникает в связи с непосредственным пользованием водными объектами, то есть ведением конкретной производственной и иной деятельности.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно учредительных документов, основным предметом деятельности ОАО ПО "Водоканал" является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения, ОАО ПО "Водоканал" имеет лицензии на водопользование в целях водоснабжения населения и лицензионные соглашения на право пользования водными объектами с целью водоснабжения населения.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемого решения, возлагается на этот орган.
С учетом положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд правомерно исходил из того, что налоговый орган не представил доказательств о несоответствии объема забранной воды объему воды указанному в декларации. Не представлены также доказательства того, что объем воды, подлежащий для водоснабжения населения, использован ОАО ПО "Водоканал" на иные цели.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда о том, что положения Налогового кодекса Российской Федерации о водном налоге не ставят право на применение налоговой ставки 70 рублей в зависимость от ведения или не ведения налогоплательщиком раздельного учета использования воды на нужды населения, и не содержат нормы, определяющей порядок определения объема забранной воды на основании счетов-фактур или данных статистической отчетности.
На основе исследованных материалов дела, Постановления Правительства Российской Федерации N 239 от 07.03.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", распоряжения Администрации Кемеровской области N 1771-р от 24.12.2004 "О регулировании тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения", суд правомерно исходил из того, что данные, отраженные в счетах-фактурах и в форме 2-ТП (водхоз), не соответствуют фактическому объему воды, направленному на водоснабжение населения.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции поддерживает выводы арбитражного суда о том, что ОАО ПО "Водоканал" обоснованно применяет при уплате водного налога ставку, установленную пунктом 3 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, которым суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку.
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2006 по делу N А27-10145/2006-2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.3 ст.333.12 НК РФ ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Налоговый орган доначислил водный налог, мотивировав это тем, что организация обязана вести раздельный учет воды, забранной из вводных источников, и воды, фактически направленной на нужды населения, поскольку обложение организации данным налогом по ставке 70 рублей должно осуществляться только в отношении объема воды, направленной для нужд населения.
Как указал суд, в соответствии со ст.135 Водного кодекса РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целью деятельности которых являются питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.
Следовательно, обязанность по уплате водного налога возникает в связи с непосредственным пользованием водными объектами, в данном случае, забора воды для нужд населения.
Как видно из материалов дела, организация имеет соответствующую лицензию на водопользование в целях водоснабжения населения и лицензионные соглашения на право пользования водными объектами с целью водоснабжения населения.
При этом действующее законодательство не устанавливает условия, в соответствии с которыми организация обязана вести раздельный учет забранной воды и воды, фактически направленной на нужды населения, для применения ставки 70 рублей при исчислении водного налога.
Руководствуясь изложенным, федеральный арбитражный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2007 г. N Ф04-8901/2006(30022-А27-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании