Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 января 2007 г. N Ф04-8900/2006 (30037-А27-6)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Угольные активы" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - налоговый орган) о признании незаконным требования N 366633 от 12.05.2006.
Решением арбитражного суда от 25.07.2006, оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.09.2006, заявленные ОАО "Угольные активы" требования удовлетворены. Признано незаконным требование N 366633 от 12.05.2006 в части взыскания пени в сумме 97 199 679,40 руб. в Пенсионный фонд Российской Федерации, в сумме 17 003,87 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 13 078 823,82 руб. в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 42 272 681,38 руб. по налогу на пользователей автодорог. Налоговый орган обязали устранить допущенные нарушения путем произведения списания задолженности по пене по взносам в Фонды указанных сумм.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Угольные активы". Считает, что указанное ОАО "Угольные активы" основание для признания недействительным оспариваемого требования носит формальный характер.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Угольные активы" просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представителя сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом выставлено требование N 366633 от 12.05.2006 об уплате ОАО "Угольные активы" недоимки по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в общей сумме 8 376 515,73 руб., пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 17003,87 руб., пени по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 13 078 823,82 руб., пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 144 585 026,92 руб., пени по налогу на имущество в сумме 698 199 руб., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 42 272 681,38 руб., пени по налогу с продаж в сумме 29 349,11 руб., пени по единому налогу на вмененный доход в сумме 10 966 руб. в срок до 22.05.2006.
Не согласившись с выставленным требование ОАО "Угольные активы" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования N 366633 от 12.05.2006 в части взыскания пени в сумме 97 199 679,40 руб. в Пенсионный фонд Российской Федерации, в сумме 17 003,87 руб. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 13 078 823,82 руб. в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 42 272 681,38 руб. по налогу на пользователей автодорог.
Удовлетворив требования ОАО "Угольные активы" арбитражный суд принял правильное решение.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Из пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которыми установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным и подтвержденным материалами дела, вывод суда о несоответствии обжалуемого требования N 366633 от 12.05.2006 положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и свое временностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Следовательно, требование об уплате задолженности и пени в государственные внебюджетные социальные фонды должны быть вынесены также с соблюдением требований Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом исследованных материалов дела сделал обоснованный вывод о том, что сведения, содержащиеся в обжалуемом требовании не позволяют проверить обоснованность начисления пеней ввиду отсутствия данных о периодах просрочки, за которые начислены пени, размерах примененных ставок пеней; основаниях возникновения недоимки и размере.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
В судебное заседание ОАО "Угольные активы" представило в обоснование сумм задолженности по страховым взносам и по пени первичные документы. По ходатайству представителя налогового органа по делу объявлен перерыв с 18 по 25.07.2006. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие представление налоговым органом документов, опровергающих представленные ОАО "Угольные активы" расчеты сумм задолженности по страховым взносам и по пени.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций о неправомерном начислении налоговым органом пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, соответствуют нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен Законом Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.1991 "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации.
Согласно данному Порядку налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год", действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.1992 на 2001 и 2002 годы было приостановлено.
Законом Кемеровской области "О дорожном фонде Кемеровской области" N 8-ОЗ от 27.06.1995 срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что, поскольку срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд на 2001-2002 годы не был установлен в предусмотренном законодательством порядке, начисление налоговым органом пени за несвоевременную уплату данного налога является незаконным.
Суд апелляционной инстанции с учетом положений статей 67, 68, 71, частей 2 и 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал надлежащую оценку доводам налогового органа о неправомерности отказа судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьих лиц и несоответствии резолютивной части решения требованиям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.09.2006 по делу N А27-10482/2006-2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2007 г. N Ф04-8900/2006 (30037-А27-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании