Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 января 2007 г. N Ф04-8932/2006(29982-А45-10)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кузнецкпогрузтранс" (далее ОАО "Кузнецкпогрузтранс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "РЖД" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", перевозчик) о восстановлении записи на лицевом счете в размере 6 989 руб. 02 коп.
Исковые требования мотивированы необоснованным списанием ответчиком в июле 2005 года денежных средств с лицевого счета истца в Кузбасском ТехПД.
Решением от 21.08.2006 Арбитражного суда Новосибирской области в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Кузнецкпогрузтранс" просит вынесенное решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель не согласен с выводами суда, о том, что стороны в договоре предусмотрели предоставление неоплачиваемого времени только на маршруты с определенным весом - 6000 т. и 4000 т.
Согласно условиям договора ветвевладелец грузит отправительские маршруты в соответствии с планом формирования поездов (ПФП) весовой нормой, установленной графиком движения поездов на соответствующие направления 6 200 т. брутто и 6 300 т. брутто
По мнению заявителя, главное требование к маршрутам - соответствие их плану формирования поездов (ПФП), а изменять договор в случае изменения закон и заключенный договор не требуют. Более того, указывает, что с 2001 по 2005 года ответчик всегда предоставлял истцу неоплачиваемое время, однако затем в одностороннем порядке отказался от принятых на себя обязательств.
В судебном заседании представитель ответчика просит оставить обжалуемое решение без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на ее необоснованность.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.03.1999 между Западно-Сибирской железной дорогой и ОАО "Кузнецкпогрузтранс" (ветвевладелец) заключен договор N 72/Н на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ОАО "Кузнецкпогрузтранс" при станции Обнорская Западно-Сибирской железной дороги.
В параграфе 9 пункте 9.1.3. договора предусмотрено, что неоплачиваемое время предоставляется ветвевладельцу на накопление вагонов маршрутной погрузки при погрузке маршрута весом 6000 т. брутто и маршрута весом 4000 т. брутто.
В июле 2005 года истцом была подана заявка на перевозку грузов отправительскими маршрутами по станции Обнорская. Вес маршрутов, указанных в заявке составил 6 200 т. брутто и 4 500 т. брутто.
Истец в соответствии с поданной заявкой осуществил погрузку, а ответчик принял вагоны к перевозке в соответствии с поданной заявкой как отправительский маршрут.
Однако неоплачиваемое время на вагоны, которые превышают весовую норму установленную договором N 72Н, ответчик истцу не предоставил, и списал с лицевого счета истца, открытого в Кузбасском ТехПД 6 989 руб. 02 коп.
Обращаясь в арбитражный суд с иском о восстановлении на лицевом счете спорной суммы, ОАО "Кузнецкпогрузтранс" сослался на то, что вес маршрутов соответствовал измененной перевозчиком весовой норме, предусмотренной планом формирования поездов.
Суд первой инстанции, отказал в удовлетворении исковых требований, указав на нарушение истцом условий договора.
Кассационная инстанция считает выводы Арбитражного суда Новосибирской области правомерными, исходя из следующего.
В силу статьи 13 Устава железнодорожного транспорта перевозчики (далее - Устав) по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожных путей необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с грузоотправителями и (или) владельцами инфраструктур на железнодорожной станции (отправительскими маршрутами) в соответствии с планом формирования поездов.
В соответствии с Прейскурантом N 10-01 прямым отправительским маршрутом в отношении применения поправочных коэффициентов считается состав поезда установленного веса или длины, сформированный грузоотправителем на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком на железнодорожной станции и отправляемый с одной железнодорожной станции погрузки назначением на одну железнодорожную станцию выгрузки (перевалки), с обязательным освобождением в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной действующим планом формирования грузовых поездов.
Исходя из положений пунктов 6, 7 "Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами", утвержденных приказом МПС России от 29.03.1999 N 10Ц, формирование маршрутной отправки является обязанностью ответчика.
Пунктом 7 "Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте" установлен порядок подачи вагонов под погрузку (выгрузку) маршрутов, их формирования до установленных веса или длины, возврата после погрузки (выгрузки) и предусмотрено, что технологические нормы на погрузку (выгрузку) таких маршрутов устанавливаются в договорах на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов.
Таким образом, неоплачиваемое время на погрузку (выгрузку) отправительских маршрутов устанавливаются в договорах на эксплуатацию подъездного пути по соглашению сторон в зависимости от установленного веса маршрутов.
Согласно параграфу 9, пункту 91.1.3 договора N 72Н неоплачиваемое время на накопление вагонов маршрутной погрузки предоставляется перевозчиком ветвевладельцу при погрузке маршрута весом 6 000 т. брутто и маршрутом весом 4 000 т. брутто.
В июле 2005 года истец осуществил погрузку маршрутов в соответствии со своей заявкой - весом 6 200 т. брутто и 4 500 т. брутто, с превышением весовой нормы, установленной условиями договора.
Исходя из изложенного, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Ссылка истца на план формирования поездов и график движения поездов, которым были изменены весовые нормы маршрутов, обоснованно отклонена судом первой инстанции.
В нарушение статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и параграфа 15 договора N 72Н, изменения, касающиеся весовой нормы маршрутов и технологических норм на погрузку (выгрузку) таких маршрутов в установленном законом порядке истцом в договор не внесены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.08.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11363/2006-1/343 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 января 2007 г. N Ф04-8932/2006(29982-А45-10)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании