Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 января 2007 г. N Ф04-8706/2006(29738-А70-23)
(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи Тюменской области (далее - ФГУП "Почта России") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - УФАС по Тюменской области) о признании недействительным приказа N 11 от 13.02.2006 о внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.
Решением суда первой инстанции от 14.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2006, в удовлетворении заявления ФГУП "Почта России" отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "Почта России", ссылаясь на несоответствие выводов арбитражного суда Закону РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", просит отменить судебные акты и принять новое решение о признании оспариваемого ненормативного акта УФАС по Тюменской области недействительным.
По мнению заявителя, УФАС по Тюменской области при анализе рынка услуг почтовой связи не была собрана и проанализирована информация, предусмотренная пунктом 6 Порядка формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 154.
ФГУП "Почта России" считает, что подписка на периодические печатные издания не является услугой почтовой связи.
Кроме того, ФГУП "Почта России" утверждает, что дважды включено в Реестр, как хозяйствующий субъект рынка по доставке периодических изданий, поскольку "доставка" является частью понятия "подписки".
В судебном заседании представители УФАС по Тюменской области отклонили доводы кассационной жалобы.
УФАС по Тюменской области представлен отзыв на кассационную жалобу. Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы антимонопольного органа и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании приказа Тюменского антимонопольного управления от 01.07.1996 года N 29 в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, (далее по тексту - региональный Реестр) включено Федеральное управление почтовой связи Тюменской области с долей на рынке по подписке и распространению периодической печати 100 процентов и по услугам почтовой связи - 65 процентов (л.д. 49-54).
Во исполнение Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации N 885-р от 28.06.2002, на территории Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации N 1227-р от 05.09.2002 создано федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России").
Имущество и функции государственных учреждений Управлений федеральной почтовой связи переданы в филиалы ФГУП "Почта России" (л.д. 55-56).
В целях осуществления контроля за выполнением антимонопольного законодательства в ходе указанной реструктуризации федеральной почтовой связи и для актуализации региональных разделов Реестра, Федеральной антимонопольной службой письмом N АЦ/14161 от 29.09.2005 указано руководителям своих территориальных органов на целесообразность включения филиалов ФГУП "Почта России" в региональные Реестры путем замены упраздненных региональных УФПС на филиалы ФГУП "Почта России" в связи с образованием единого юридического лица. При этом в региональных Реестрах должны быть продублированы показатели, по которым ФГУП "Почта России" включено в федеральный раздел Реестра, и могут быть дополнены иными видами (л.д. 90-91).
Согласно приказу Федеральной антимонопольной службы N 263 от 17.11.2005 федеральный раздел Реестра содержит следующие оказываемые ФГУП "Почта России" услуги с долей более 65 процентов: пересылка почтовых карточек простых, заказных; пересылка писем простых, заказных; пересылка бандеролей простых, заказных; подписка на периодические печатные издания; доставка периодических печатных изданий по подписке (л.д. 57-58).
В целях контроля и надзора за состоянием конкурентной среды на рынке услуг почтовой связи приказом по Федеральной антимонопольной службе N 268 от 24.11.2005 определено провести анализ названных услуг в границах субъектов Российской Федерации (л.д. 38).
На основании информации, представленной Управлением федеральной почтовой связи Тюменской области и иными органами (л.д. 59-89), УФАС по Тюменской области проведен анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг почтовой связи на территории Тюменской области без автономных округов.
Результаты анализа оформлены аналитической запиской от 06.02.2006, согласно которой ФГУП "Почта России" является единственным оператором услуг почтовой связи, оказывающим потребителям Тюменской области услуги общедоступной почтовой связи, а именно, услуги по пересылке почтовых карточек простых, заказных; услуги по пересылке писем простых, заказных; услуги по пересылке бандеролей простых, заказных. Доля ФГУП "Почта России" на рынке услуг по приему подписки на периодические печатные издания и доставке периодических печатных изданий по подписке составляет более 95 процентов (л.д. 39-48).
13.02.2006 УФАС по Тюменской области издан приказ N 11 о внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.
Основанием для принятия приказа послужил вывод антимонопольного органа о том, что доля услуг ФГУП "Почта России" в лице Тюменского филиала на рынке Тюменской области без автономных округов по предоставлению в пользование абонентных ящиков, услуг пересылки почтовых карточек, бандеролей, писем простых, заказных, а также услуг подписки и доставки периодических печатных изданий составляет более 65% (л.д. 21-22).
Не согласившись с указанным приказом антимонопольного органа, ФГУП "Почта России" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении требований заявителя, обе судебные инстанции правомерно исходили из того, что пунктом 10 статьи 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к полномочиям антимонопольного органа отнесено формирование и ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 18 того же Закона порядок формирования данного реестра определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 154 от 19.02.1996 утвержден Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов (далее по тексту - Порядок), а также указано, что формирование и ведение Реестра осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
Согласно пункту 2 Правил распространения периодических печатных изданий по подписке (утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 759 от 1 ноября 2001 года) "прием подписки" - оформление договора подписки; "подписка" - форма распространения изданий, включающая в себя, в том числе, прием подписки и доставку изданий; "распространитель по договору подписки" - редакция или издатель, выполняющие функции по распространению периодических печатных изданий, другая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие функции по распространению указанных изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
В соответствии с пунктом 3 названных Правил договор подписки на периодическое печатное издание заключается подписчиком с распространителем. В договор подписки может быть включено условие доставки периодического печатного издания подписчику.
Из материалов дела усматривается, что ФГУП "Почта России" с ОАО Агентство "Роспечать" на первое и второе полугодие 2006 года заключен агентский договор N ПР/2.1/1991-05 от 01.09.2005.
Согласно указанному договору ФГУП "Почта России" оказывает от своего имени на основании публичного договора с заказчиком услуги по доставке периодических печатных изданий по карточной системе от газетных узлов Регионов до заказчика.
Поскольку ФГУП "Почта России" является единственным оператором услуг почтовой связи, а также распространителем периодических печатных изданий, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным приказа УФАС по Тюменской области N 11 от 13.02.2006 о внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат названным нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2006 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-4459/8-06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 января 2007 г. N Ф04-8706/2006(29738-А70-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании