Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 января 2007 г. N Ф04-9020/2006(30016-А46-40)
(извлечение)
Государственное унитарное предприятие "Омский завод транспортного машиностроения" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 25.07.2006 N 6989 и не подлежащим исполнению инкассового поручения от 25.07.2006 N 19853.
Решением от 29.08.2006 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2006, требования Предприятия удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судом и материалами дела установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу N К/Э-1555,02 Предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В связи с неисполнением Предприятием требования об уплате налога (сбора, пени) от 03.07.2006 N 98741, Инспекция приняла решение от 25.07.2006 N 6989 о взыскании задолженности по налогам в общем размере 1 388 303 руб. за счет денежных средств налогоплательщика.
На основании данного решения Инспекция выставила на расчетный счет Предприятия в Омском отделении Сбербанка России N 8634 инкассовое поручение от 25.07.2006 N 19853 о взыскании указанной суммы задолженности.
Предприятие, считая решение Инспекции от 25.07.2006 N 6989 о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика необоснованным, обжаловало его в судебном порядке, просив признать также не подлежащим исполнению инкассовое поручение от 25.07.2006 N 19853.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения и постановления суда.
Статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что задолженность по оспариваемому решению возникла в период конкурсного производства, то есть является текущей.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 этого Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в соответствии с которым требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Таким образом, арбитражный суд правильно указал, что вопрос о взыскании с Предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Довод Инспекции о том, что требования налоговых органов по текущим платежам удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве), был предметом рассмотрения арбитражного суда первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен как противоречащий положениям Закона о банкротстве об очередности удовлетворения требований кредиторов.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов арбитражного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11506/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2007 г. N Ф04-9020/2006(30016-А46-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании