Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 февраля 2007 г. N Ф04-49/2007(30863-А27-14)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Шахта "Большевик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 06.07.2006 N 3996/70 о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40 683,92 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, о доначислении единого социального налога в сумме 463 374 руб. и пеней в соответствующей сумме.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.10.2006 требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области просит отменить решение суда, не соглашаясь с выводом суда о том, что не могут быть отнесены к расходам на оплату труда расходы на единовременные пособия в размере не менее 15 процентов среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности.
Отзыв на жалобу не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения арбитражного суда, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалам дела, по результатам камеральной проверки декларации по единому социальному налогу за 2005 год, представленной открытым акционерным обществом "Шахта "Большевик", налоговый орган вынес решение от 06.07.2006 N 3996/70 о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40 683,92 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, о доначислении единого социального налога в сумме 463 374 руб. и пеней в соответствующей сумме.
В решении налогового органа указано на занижение налоговой базы по единому социальному налогу, поскольку в нарушение статей 236, 255, 270 Налогового кодекса Российской Федерации общество не включило в налоговую базу по единому социальному налогу расходы на единовременные пособия в размере не менее 15 процентов среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности.
Считая данное решение налогового органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая недействительным данное решение налогового органа, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии занижения налоговой базы по единому социальному налогу, поскольку расходы на единовременные пособия в размере не менее 15 процентов среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности не связаны с оплатой работ (услуг), выполненных по трудовым и гражданско-правовым договорам, а выплачиваются при выходе работника на пенсию (после увольнения) как дополнительные социальные гарантии и компенсации, предусмотренные коллективным договором. При этом судом установлено, что указанные расходы не отнесены к расходам на оплату труда и произведены налогоплательщиком за счет прибыли предприятия.
Суд кассационной инстанции поддерживает данный вывод суда по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации определен объект налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций, в состав которого включены все выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся), указанные в пункте 1 данной статьи, не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогам на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с пунктом 49 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащей перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу данной нормы затраты должны быть обоснованы, документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) иной натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Согласно пункту 25 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда в целях, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, относятся расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.
В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по угледобывающему комплексу Российской Федерации на 2004-2006 годы, пунктом 8.1 коллективного договора работодатель выплачивает работникам, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию), единовременное пособие в размере не менее 15 процентов среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угледобывающего комплекса (угольной промышленности) Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд исходя из того, что выплаты единовременных пособий уходящим на пенсию, как дополнительные социальные гарантии и компенсации, не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, не соответствуют признакам, предусмотренным пунктом 1 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации, и для данных затрат отсутствует экономическая обоснованность, правильно указал на то, что данные расходы не должны уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль и, соответственно, не признаются объектом обложения единым социальным налогом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 1 ст. 252 НК РФ
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.10.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13231/2006-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2007 г. N Ф04-49/2007(30863-А27-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании