Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 января 2007 г. N Ф04-8857/2006(29937-А03-20)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Сибмост" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к администрации г. Бийска о взыскании денежной суммы в порядке субсидиарной ответственности в размере 13862850 руб. 00 коп. стоимости выполненных работ по ремонту моста через р. Бия в г. Бийске.
Заявленное требование мотивировано ссылкой на пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 13.09.2005 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Организация Стройзаказчик" и муниципальное учреждение "Финансовое управление администрации г. Бийска".
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял исковые требования в предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, в окончательном варианте просил взыскать с муниципального образования "Город Бийск" в лице финансового управления администрации г. Бийска за счет средств местного бюджета 13530910 руб.
Решением от 27.05.2006 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.09.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе муниципальное учреждение "Финансовое Управление администрации г. Бийска" просит отменить принятые судебные акты в части взыскания с ответчика государственной пошлины, принять в этой части новый судебный акт - об освобождении от ее уплаты. Заявитель считает, что он является органом местного самоуправления, выступающим в данном случае в защиту общественных интересов, что в силу действующего налогового законодательства является основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представитель ОАО "Сибмост" в заседании суда кассационной инстанции пояснил, что считает судебные акты законными и обоснованными, просил оставить их без изменения, отклонив доводы кассационной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене в части.
Заявитель обжалует принятые по делу судебные акты в части взыскания с него государственной пошлины. Доводов о несогласии с судебными актами в части взыскания долга не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются в том числе и органы местного самоуправления, если они обращаются в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При распределении судебных расходов по делу судебные инстанции сочли, что в данном случае орган местного самоуправления является по делу не истцом, а ответчиком, то есть лицом, не обращающимся в суд в защиту общественных интересов, а являющимся обязанным по долгам. Судом апелляционной инстанции была взыскана с ответчика государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы.
При этом ссылка ответчика на неприменение пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 N 6 судом апелляционной инстанции отклонена в связи с утратой юридической силы Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", в целях обеспечения единообразного применения которого и было вынесено постановление Пленума.
Положения пункта 2 данного постановления Пленума предусматривают, что органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков.
Однако, если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке.
Суд кассационной инстанции считает, что отношения сторон, возникшие при строительстве городского моста и оплате строительных работ, затрагивают интересы большого числа лиц и являются публичными. Органы местного самоуправления в данном случае выступают в защиту общественных интересов - казны муниципального образования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В данном случае муниципальное учреждение "Финансовое Управление администрации г. Бийска" выступает в качестве представителя муниципального образования в защиту государственных и общественных интересов муниципального образования, являясь ответчиком и стороной по делу в спорных правоотношениях.
На основании пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" указанные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков. Данное постановление является действующим и подлежащим применению.
В связи с изложенным, обжалуемые судебные акты в части взыскания с ответчика государственной пошлины подлежат отмене.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 11.09.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11416/2005-15 в части взыскания с муниципального образования "Город Бийск" в лице финансового управления администрации г. Бийска в пользу открытого акционерного общества "Сибмост" за счет средств казны муниципального образования 79154 руб. 55 коп. государственной пошлины и 1000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы отменить. В этой части в удовлетворении исковых требований отказать. В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 января 2007 г. N Ф04-8857/2006(29937-А03-20)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании