Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 января 2007 г. N Ф04-7024/2006(30349-А27-6)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Агропромышленная компания "Сибирь" (далее - ОАО АК "Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области, г. Прокопьевск, (далее - налоговый орган) о признании недействительными решений от 10.05.2006 N 5472, от 12.05.2006 NN 412, 425-427, 5295, 5533, 5559.
Решением арбитражного суда от 15.08.2006 в удовлетворении заявленных ОАО АК "Сибирь" требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2006 решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое решение об удовлетворении заявленных требований ОАО АК "Сибирь". Апелляционная инстанция исходила из того, что ОАО АК "Сибирь" обоснованно применяло льготные ставки единого социального налога, установленные для сельскохозяйственных производителей.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО АК "Сибирь" просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель ОАО АК "Сибирь" поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки представленных ОАО АК "Сибирь" расчетов по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 1 квартал 2004 года, за 1 полугодие 2004 года, 9 месяцев 2004 года, за 2004 год, 1 квартал 2005 года, за 1 полугодие 2005 года, 9 месяцев 2005 года, за 2005 год, налоговый орган вынес решения N 5472 от 10.05.2006, NN 412, 425-427. 5295 от 12.05.2006 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, NN 5533, 5559 от 12.05.2006 о привлечении ОАО АК "Сибирь" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 34 779,40 руб. Кроме того, доначислен ЕСН в сумме 773 058 руб., пени в размере 160 773,78 руб. По мнению налогового органа, ОАО АК "Сибирь" неправомерно применило льготу установленную статьей 241 Налогового кодекса Российской Федерации для сельскохозяйственных производителей.
Не согласившись с указанными решениями, ОАО АК "Сибирь" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции решением от 15.08.2006 отказал в удовлетворении заявленных ОАО АК "Сибирь" требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции, и приняв новое решение об удовлетворении требований ОАО АК "Сибирь", принял законное и обоснованное решение.
Судом установлено, что ОАО АК "Сибирь" является плательщиком ЕСН, а не единого сельскохозяйственного налога. Основным видом деятельности ОАО АК "Сибирь" является производство сельскохозяйственной продукции. В 2004-2005 годах производство сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении составило более 50 процентов от общего объема произведенной продукции.
Пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей установлены пониженные ставки ЕСН.
В Налоговом кодексе Российской Федерации не дано определение "сельскохозяйственный товаропроизводитель".
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации с учетом разъяснений Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2005 N 03-03-02-02/50 письмом от 30.03.2005 N ГВ-6-05/239@ разъяснила, что для целей налогообложения ЕСН следует применять определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, данные в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Федеральный закон от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" содержит иное определение "сельскохозяйственного товаропроизводителя". Согласно данному Закону под сельскохозяйственными производителями понимаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов.
Из пункта 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что к разъяснениям следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц. При этом не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции с учетом положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно исходил из того, что применение пониженных ставок по ЕСН возможно теми налогоплательщиками, которые соответствуют критериям Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" или Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей".
В соответствии с требованиями части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не представил бесспорных доказательств соответствия оспариваемых решений закону или иному нормативному акту.
Арбитражный суд кассационной инстанции не усматривает неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 12.10.2006 по делу N А27-11764/2006-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 января 2007 г. N Ф04-7024/2006(30349-А27-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании