Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 января 2007 г. N Ф04-8981/2006(30174-А45-38)
(извлечение)
Прокурор Новосибирской области обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к администрации муниципального образования Кыштовского сельского совета Новосибирской области (далее - администрация) о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в длительном непринятии мер по государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, включенные в реестр муниципальной собственности: автогараж, расположенный в с. Кыштовка, ул. Октябрьская, 44, склад запчастей, административное здание, ремонтная мастерская, пилорама, расположенные в с. Кыштовка, ул. Октябрьская, 64, тупик ст. Чаны, расположенный в р.п. Чаны, обязании администрации зарегистрировать право муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости.
Заявленные требования мотивированы тем, что указанные обстоятельства создают препятствия для осуществления муниципальным образованием экономической деятельности, направленной на пополнение местного бюджета.
Решением от 11.08.2006 (судья П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
С принятым судебным актом не согласен прокурор Новосибирской области, так как, по его мнению, он вынесен с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В кассационной жалобе просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что в силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" администрация обязана зарегистрировать свое право муниципальной собственности.
Полагает, что указанное бездействие администрации создает непредусмотренные законом препятствия для осуществления муниципальным образованием экономической деятельности, направленной на пополнение местного бюджета.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного разбирательства, кассационная жалоба заявителя рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что губернатором Новосибирской области вынесено постановление от 01.11.2004 N 658 "О передаче имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, в муниципальную собственность муниципального образования Кыштовского сельсовета Кыштовского района Новосибирской области", согласно которому в собственность муниципального образования переданы следующие объекты недвижимого имущества: здание автогаража (Новосибирская область, с. Кыштовка, ул. Октябрьская, 44), здание склада запчастей, административное здание, здание ремонтной мастерской, пилорама (Новосибирская область, с. Кыштовка, ул. Октябрьская, 64), железнодорожный тупик (Новосибирская область, ст. Чаны).
Указанное имущество передано администрации, передача оформлена решением от 25.05.2004, распоряжением от 12.11.2004 N 30, актом N 1 приема-передачи от 12.11.2004, приказом от 19.11.2004 N 390-ОВ.
Администрация муниципального образования Кыштовского сельского совета Новосибирской области не зарегистрировала право муниципальной собственности на указанные объекты, что и послужило основанием для обращения с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает сроков, в течение которых администрация должна обратиться за государственной регистрацией перехода права собственности, само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности не препятствует осуществлению полномочий владения и пользования недвижимым имуществом, в том числе и распоряжения имуществом (кроме заключения договоров аренды имущества на срок менее года).
При этом суд руководствовался нормами статей 4, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, обращаясь с настоящим заявлением, прокурор Новосибирской области должен был представить арбитражному суду доказательства того, что указанным бездействием администрации муниципального образования Кыштовского сельского совета Новосибирской области нарушаются ее (администрации) права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, такие доказательства представлены суду не были.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация без государственной регистрации перехода права собственности на указанное имущество вправе самостоятельно пользоваться и владеть данным имуществом, а также распоряжаться им, сдав его в краткосрочную аренду.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены решения от 11.08.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-8740/06-47/174 в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 11.08.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-8740/06-47/174 оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прокурор обратился с требованием о признании незаконным бездействия местной администрации, выразившегося в длительном непринятии мер по государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, включенные в реестр муниципальной собственности. По его мнению, в силу ст. 131 ГК РФ и ст.ст. 2, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" администрация обязана зарегистрировать свое право муниципальной собственности. При этом заявитель полагал, что бездействие администрации создает препятствия для осуществления муниципальным образованием экономической деятельности, направленной на пополнение местного бюджета. Решением суда в удовлетворении требования было отказано. Суд федерального округа поддержал позицию нижестоящей инстанции и пояснил следующее.
Отказывая в удовлетворении требований, суд обоснованно пришел к выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает сроков, в течение которых местная администрация должна обратиться за государственной регистрацией перехода права собственности. При этом само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности не препятствует осуществлению полномочий владения и пользования недвижимым имуществом. Таким образом, администрация и без государственной регистрации перехода права собственности на имущество вправе самостоятельно пользоваться и владеть этим имуществом, а также распоряжаться им, сдав его в краткосрочную аренду.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 января 2007 г. N Ф04-8981/2006(30174-А45-38)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании