Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 января 2007 г. N Ф04-9275/2006(30423-А03-13)
(извлечение)
Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей "Алтайкрайэнерго" в лице филиала "Рубцовские межрайонные электрические сети" обратилось с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Рубцовска о взыскании убытков в сумме 2 792 292 руб., понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах" за 2004 год.
В качестве третьего лица в деле участвовала администрация г. Рубцовска.
Исковые требования мотивированы ссылками на статьи 15, 307-309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением от 11.10.2005 в иске к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края отказано. В отношении второго ответчика требования не рассматривались.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2006 решение отменено. Принято новое решение об отказе в иске к обоим ответчикам.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.06.2006 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил исковые требования. Просил взыскать с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за счет казны края 2 052 100,65 руб. Отказался от требований к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Рубцовска.
Решением от 07.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2006, исковые требования удовлетворены. В отношении иска к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Рубцовска производство по делу прекращено.
С принятыми судебными актами не согласен Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.
В кассационной жалобе ответчик указывает на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в 2004 году не поступало. Расходы по оплате коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", учитываются в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотации и нормативов отчислений от регулирующих доходов. Краевой бюджет за 2004 год по показателю "Дотации районам и городам" исполнен в размере 100 процентов.
Считает свои бюджетные обязательства по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг выполненными в полном объеме.
Ссылается на разъяснения, изложенные в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, согласно которым при недостаточности выделенных из федерального бюджета средств субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию на компенсацию соответствующих льгот, взыскание должно осуществляться с казны Российской Федерации.
Просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, АКГУП КЭС "Алтайкрайэнерго" заявлено требование о возмещении Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края понесенных предприятием расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам. Истец ссылался на то, что данные выпадающие расходы не были возмещены в полном объеме, в связи с чем, им недополучены доходы в сумме 2 053 100,65 руб.
О взыскании этих убытков истец обратился в арбитражный суд с иском.
Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражный суд посчитал требования истца подлежащими удовлетворению.
Согласно ФЗ "О ветеранах" отдельные категории ветеранов пользуются льготой по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
Часть 2 статьи 10 названного Закона устанавливает, что расходы на реализацию льгот ветеранам и инвалидам по оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пункту 2 названной статьи, порядок возмещения спорных затрат утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Как следует из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22,06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно статье 13 (части 2) Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
Возразив против предъявленного иска, Комитет по финансовой, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края указал на то. что денежные средства на возмещение расходов по предоставлению ветеранам льгот по оплате за электроэнергию в 2004 году из федерального бюджета не выделялись.
Вопрос о том, выделялись ли Алтайскому краю из федерального бюджета в достаточном количестве средства, предусмотренные для компенсации убытков по соответствующей статье, судом не исследовался, хотя установление указанных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения настоящего спора.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемый судебный акт отменить, направив дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, и в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса обсадить вопрос о привлечении к участию в деле надлежащего ответчика.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 07.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-9593/2005-27 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первою инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 января 2007 г. N Ф04-9275/2006(30423-А03-13)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании