Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 февраля 2007 г. N Ф04-8658/2006(29745-А45-43)
(извлечение)
Постановление в полном объеме изготовлено 6 февраля 2007 г.
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2007 г. N Ф04-8658/2006(39148-А45-43)
Общество с ограниченной ответственностью "Престиж-Лизинг" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Межрегиональному управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту - Управление Росфинмониторинга) об оспаривании постановления от 09.06.2006 N 02-06/46-П о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением от 03.10.2006 Арбитражного суда Новосибирской области оспариваемое постановление отменено, заявитель освобожден от административной ответственности по малозначительности, объявлено устное замечание.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе Управление Росфинмониторинга, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленного Обществом требования отказать.
По мнению Управления Росмониторинга, нарушение Обществом требований статьи 6, подпункта 4 пункта 1 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту - Закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ) доказано материалами административного производства и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ.
Кроме того, Управление Росфинмониторинга указывает, что вывод суда о малозначительности совершенного правонарушения является ошибочным, так как состав рассматриваемого правонарушения является формальным, не требующим наступления вредных последствий и при принятии оспариваемого постановления были учтены все смягчающие вину обстоятельства и назначено наказание с учетом требований статьи 4.2 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебное решение в силе и отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления Росфинмониторинга поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы кассационной жалобы и считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Управлением Росфинмониторинга проведена камеральная проверка исполнения Обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Постановлением от 09.06.2006 N 02-06/46П по делу о назначении административного наказания, Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, выразившегося в нарушении пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", поскольку Обществом не были разработаны и утверждены правила внутреннего контроля и не назначено специальное должностное лицо ответственное за их соблюдение.
Кроме того, в нарушении положений статьи 7 вышеуказанного Закона Общество не представило в установленные сроки в уполномоченный орган сведения о четырех операциях с денежными средствами по договорам лизинга, подлежащих обязательному контролю: сообщение N 1 от 30.11.2005 по акту приема-передачи к договору лизинга 2/11 от 18.11.2005; сообщение N 2 от 09.02.2006 по акту приема-передачи к договору лизинга 4/01 от 23.01.2006; сообщение N 3 от 25.05.2006 по акту приема-передачи к договору лизинга 5/03 от 24.03.2006; сообщение N 4 от 23.05.2006 по акту приема-передачи к договору лизинга 6/03 от 03.05.2006.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, отменяя судебный акт и направляя дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда, исходит из следующих норм материального права и имеющихся в материалах дела доказательств.
Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, состав указанного правонарушения является формальным, не предусматривающим наступление каких-либо вредных последствий.
Объектом данного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.
Согласно статье 5, пункту 2 статьи 7 Федерального Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (далее по тексту - Закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ), организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий) обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (далее по тексту - Постановление от 08.01.2003 N 6) предусмотрено, что правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Согласно пункту 2 Постановления от 08.01.2003 N 6, правила внутреннего контроля представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом:
вид операции и основания ее совершения;
дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
В силу статьи 5 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ Общество является организацией, обязанной сообщать сведения о проводимых операциях по договорам финансовой аренды (лизинга).
Факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения, выразившегося в нарушении сроков утверждения и направления на согласование правил внутреннего контроля и не представление в уполномоченный орган сведений о четырех операциях с денежными средствами по договорам лизинга, подлежащих обязательному контролю, установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела и по существу Обществом не оспариваются.
Однако суд первой инстанции отменил постановление административного органа о назначении наказания, и применив статью 2.9 КоАП РФ, освободил Общество от административной ответственности по малозначительности, объявив устное замечание.
В обоснование своих выводов, суд указал следующие основания применения статьи 2.9 КоАП РФ: отсутствие каких-либо вредных для государства последствий, отсутствие угрозы общественным отношениям; незначительностью суммы, полученной по сделкам, подлежащим обязательному контролю; незначительное нарушение сроков представления сведений.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о малозначительности выявленного у Общества правонарушения является ошибочным.
Законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ установлена обязанность разработки и согласования правил внутреннего контроля и программы его реализации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, равно как и обязанность по представлению информации по операциям, подпадающим под регулирование данного Закона.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.
Из материалов дела следует, что Общество, осуществляя деятельность лизинговой компании, не разработало правила внутреннего контроля и программу его осуществления, не назначило специального лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, систематически представляло в уполномоченный орган сообщения об операциях с денежными средствами, подлежащих контролю, с нарушением срока.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, является установленный Законом от 07.08.2001 N 155-ФЗ порядок контроля финансирования, хранения и предоставления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.
В силу пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда, мотивы, по которым суд опровергнул те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Между тем, судом не дана оценка выявленным правонарушениям в их совокупности, возможности освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, привели к принятию неправильного решения, что в соответствии с требованиями, изложенными в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены судебного акта.
При новом рассмотрении дела суду предлагается учесть изложенные требования норм материального и процессуального права, исследовать материалы дела, установить значимые обстоятельства по делу, дать надлежащую правовую оценку доводам сторон и представленным доказательствам.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.10.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16090/06-23/404 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2007 г. N Ф04-8658/2006(29745-А45-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании