Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 октября 2007 г. N Ф04-8658/2006(39148-А45-43)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2007 г. N Ф04-8658/2006(29745-А45-43)
Общество с ограниченной ответственностью "Престиж-Лизинг" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту - Управление Росфинмониторинга) об отмене постановления от 09.06.2006 N 02-06/46-П о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы не применением Управлением Росфинмониторинга статьи 2.9 КоАП РФ при наличии обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного проступка.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.06.2007 оспариваемое постановление отменено и Общество освобождено от административной ответственности по малозначительности, объявлено устное замечание.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2007 принятое по делу решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Принимая решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что, освобождая Общество от административной ответственности по малозначительности и объявляя устное замечание, суд первой инстанции не указал критерии Определения малозначительности.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 06.08.2007, и оставить в силе решение от 05.06.2007 Арбитражного суда Новосибирской области.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при принятии постановления судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права и неправильно оценены обстоятельства дела.
В отзыве на кассационную жалобу Управлением Росфинмониторинга просит оставить постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Управлением Росфинмониторинга проведена камеральная проверка исполнения Обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе проверки уполномоченным органом установлены факты не выполнения Обществом, являющимся лизинговой организацией, требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" выразившееся в том, что Обществом не были разработаны и утверждены правила внутреннего контроля и не назначено специальное должностное лицо, ответственное за их соблюдение.
Кроме того, в нарушении подпункта 4 пункта 1 статьи 7 вышеуказанного Закона Общество не представило в установленные сроки в уполномоченный орган сведения о четырех операциях с денежными средствами по договорам лизинга, подлежащих обязательному контролю: сообщение N 1 от 30.11.2005 по акту приема-передачи к договору лизинга 2/11 от 18.11 2005; сообщение N 2 от 09.02.2006 по акту приема - передачи к договору лизинга 4/01 от 23.01.2006; сообщение N 3 от 25.05.2006 по акту приема-передачи к договору лизинга 5/03 от 24.03.2006; сообщение N 4 от 23.05.2006 по акту приема - передачи к договору лизинга 6/03 от 03.05.2006.
Постановлением от 09.06.2006 N 02-06/46П по делу о назначении административного наказания, Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ.
Считая вышеуказанное постановление не обоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.
Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту - закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлены сроки утверждения правил внутреннего контроля и представления этих правил на согласование в соответствующий уполномоченный орган.
Пунктом 1 указанного Постановления предусмотрено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Согласно пункту 2 этого же Постановления правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга). Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
В силу статьи 5 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ Общество является организацией, обязанной сообщать сведения о проводимых операциях по договорам финансовой аренды (лизинга).
Факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения, выразившегося в нарушении сроков утверждения и направления на согласование правил внутреннего контроля и не представление в уполномоченный орган сведений о четырех операциях с денежными средствами по договорам лизинга, подлежащих обязательному контролю, установлен судом апелляционной инстанции, подтвержден материалами дела и по существу Обществом не оспариваются.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о правомерном привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ.
Довод Общества о наличии оснований для освобождения его от административной ответственности в силу малозначительности правонарушения, несостоятелен и обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, который правомерно отменил решение суда первой инстанции, применивший в отношении Общества статью 2.9 КоАП РФ.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Общество не исполнило обязанность по соблюдения законодательства о легализации доходов на протяжении года с момента создания - 09.08.2005, правила внутреннего контроля утверждены руководителем только 06.06.2006 и представлены на согласование в Управление Росфинмониторинга 16.06.2006.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права и обоснованно отказал Обществу в применении положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции правильно указано, что обстоятельства, являющиеся основанием для применения судом первой инстанции статьи 2.9 КоАП РФ, относятся к смягчающим вину обстоятельствам, которые рассматриваются административным органом при назначении наказания.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, и у суда кассационной инстанции не имеется оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 06.08.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16090/2006-23/404 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 октября 2007 г. N Ф04-8658/2006(39148-А45-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании