Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 февраля 2007 г. N Ф04-81/2007(30864-А27-25)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Шахта Полосухинская" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее - Инспекция) от 21.06.2006 N 3944 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда от 31.08.2006 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.10.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права и не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Обществу.
По мнению заявителя жалобы, единовременные пособия в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности, выплачиваемые работникам предприятия, входят в состав оплаты труда, в связи с чем подлежат обложению единым социальным налогом. Отмечает, что указанные выплаты обладают признаками, предусмотренными пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющими отнести их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, а именно:
- это документально подтвержденные затраты, так как указанные расходы произведены на основе приказов (распоряжений) работодателя об увольнении работников и выплате им единовременных пособий и отражены в своде начислений заработной платы;
- произведенные расходы экономически обоснованны и произведены в рамках деятельности, направленной на получение дохода, так как призваны стимулировать к трудовой деятельности в тяжелых, вредных и особо опасных условиях, которая направлена на извлечение прибыли собственником предприятия. Выплаты единовременного пособия в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности стимулируют работников продолжать трудовую деятельность в угольной отрасли до достижения пенсионного возраста, тем самым способствуют сохранению опытных, квалифицированных кадров.
Считает, что Общество нарушило положения пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункты 1, 3 статьи 236, статья 237 Налогового кодекса Российской Федерации, исключив из налоговой базы для исчисления единого социального налога выплаты работникам предприятия, обладающим правом на пенсионное обеспечение, единовременное пособие в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности в сумме 7 967 989 рублей.
Отзыв на кассационную жалобу в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществом не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом налоговой декларации по единому социальному налогу за 2005 год, налоговым органом было вынесено решение от 21.06.2006 N 3944 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 128 341 рубль 18 копеек. Указанным решением также предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 705 527 рублей и пени в размере 64 143 рубля 03 копейки.
Налоговый орган в данном решении указал на неправомерное исключение Обществом из налоговой базы для исчисления единого социального налога сумм единовременного пособия лицам, уходящим на пенсию в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности, что повлекло за собой неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации определен объект налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций, в состав которого включены все выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся), указанные в пункте 1 данной статьи, не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогам на прибыль организации в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с пунктом 49 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащей перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу данной нормы затраты должны быть обоснованы, документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) иной натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Согласно пункту 25 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда в целях, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, относятся расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.
При рассмотрении спора арбитражный суд пришел к выводу, что данные выплаты не связаны с трудовым и гражданско-правовым договором, а выплачиваются при выходе работника на пенсию, как дополнительные гарантии и компенсации, которые предусмотрены пунктом 8.4 коллективного договора Общества и пунктом 5.1.2 Отраслевого тарифного соглашения по угледобывающему комплексу Российской Федерации на 2004-2006 годы, работодатель выплачивает работникам, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию), единовременное пособие в размере не менее 15 процентов среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угледобывающего комплекса (угольной промышленности) Российской Федерации. Порядок и условия выплаты данного пособия оговариваются в коллективных договорах, соглашениях.
Таким образом, арбитражный суд исходя из того, что выплаты единовременных пособий уходящим на пенсию не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, не соответствуют признакам, предусмотренным пунктом 1 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации, и для данных затрат отсутствует экономическая обоснованность, правильно указал на то. что данные расходы не должны уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль и, соответственно, не признаются объектом обложения единым социальным налогом.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов арбитражного суда по данному делу, данные доводы всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащая правовая оценка. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Нарушений судом норм материального и процессуального права не установлено.
При изложенных обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 23.10.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12844/2006-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.3 ст.236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся), указанные в п.1 данной статьи, не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогам на прибыль в текущем налоговом периоде.
По мнению налогового органа, единовременное пособие в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в организации угольной промышленности, выплачиваемое работникам предприятия, является составляющей системы оплаты. Следовательно, налогоплательщик обязан учитывать данные выплаты при исчислении налоговой базы по ЕСН.
Суд, не согласившись с позицией налогового органа, указал на то, что спорные выплаты не входят в систему оплаты труда, поскольку не предусмотрены ни трудовым, ни коллективным договором.
В соответствии с п.49 ст.270 НК РФ, содержащей перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ.
Как указал суд, спорные расходы не имеют экономической обоснованности, в связи с чем не могут учитываться в составе расходов при исчислении базы по налогу на прибыль.
Таким образом, налогоплательщик правомерно не учитывал данные выплаты при исчислении налоговой базы по ЕСН.
Учитывая изложенное, суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа, а решение и постановление нижестоящих инстанций оставил без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2007 г. N Ф04-81/2007(30864-А27-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании