Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 января 2007 г. N Ф04-4385/2006(30286-А27-37)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Инвестиционная компания "Соколовская" (далее - ОАО "ИК" Соколовская", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.09.2005 N 221.
Заявленные требования мотивированы необоснованностью вывода налогового органа о неправомерном в нарушение пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 236, пунктов 1 и 2 статьи 237, пункта 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не включении обществом в налоговую базу для исчисления единого социального налога денежной компенсации за молоко.
Решением от 31.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение налогового органа от 16.09.2005 N 221 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением от 18.07.2006 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 31.01.2006 и постановление от 27.03.2006 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отправляя дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция указала, что суд не исследовал вопрос о том, соответствует ли денежная компенсация за молоко установленным нормам и является ли замена молока денежной компенсацией соответствующим случаем, не образующим объект налогообложения по единому социальному налогу.
При новом рассмотрении решением от 06.09.2006 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение налогового органа N 221 от 16.09.2005.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, выплата денежной компенсации за молоко не предусмотрена законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в связи с чем указанная выплата в сумме 103 076 руб. не подпадает под действие статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации и должна включаться в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу. Указывает, что Перечни выплат, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2000 N 9, от 26.10.1999 N 1193, от 07.05.1997 N 546 и от 07.07.1999 N 765, не применяются в настоящее время.
В судебном заседании представитель заявителя отклонил доводы кассационной жалобы, просил оставить без изменения обжалуемые инспекцией судебные акты.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная проверка представленного ОАО "ИК" Соколовская" расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 полугодие 2005 года
По результатам проверки принято решение от 16.09.2005 N 221 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предложено произвести уплату единого социального налога в сумме 12 370 руб. и 102,82 руб. пени по данному налогу; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 14 430 руб.
Основанием доначисления налога и страховых взносов послужило не включение налогоплательщиком в налоговую базу по единому социальному налогу денежной компенсации за молоко, выплачиваемой своим работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, взамен выдачи молока на основании приказа Общества от 04.02.2005 N 126.
Несогласие с данным решением налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика в суд с заявлением об обжаловании указанного ненормативного акта.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение налогового органа недействительным, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что денежная компенсация за молоко, выплачиваемая ОАО "ИК "Соколовская" работникам, правомерно не включена в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу в соответствии со статьей 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по единому социальному налогу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, за исключением сумм, указанных в статье 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением питания и продуктов или соответствующего денежного возмещения.
Статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена на работах с вредными условиями труда выдача работникам молока бесплатно по установленным нормам.
В соответствии с Перечнями выплат, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.01.2000 N 9, от 26.10.1999 N 1193, от 07.05.1997 N 546 и от 07.07.1999 N 765, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды не начисляются на "стоимость выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации молока, предоставляемого бесплатно по установленным нормам, или в соответствующих случаях денежное возмещение затрат по их приобретению".
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, денежные компенсации работникам, выплаченные обществом взамен бесплатной выдачи молока, не должны учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.
Налоговым органом не оспаривается соответствие размера выданной работникам компенсации, а также категория работников, которым выплачивалась компенсация, нормам и условиям бесплатной выдачи молока, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 13 от 31.03.2003.
Суд апелляционной инстанции обоснованно опроверг ссылки налогового органа на пункт 5 Постановления Минтруда от 31.03.2003 N 13 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда", в соответствии с которым не допускается замена молока денежной компенсацией и другими продуктами, кроме равноценных, поскольку указанные нарушения относятся к предмету ведения трудового законодательства и законодательства по охране труда и не изменяют назначения спорных сумм, так как на них в силу прямого указания закона страховые взносы не начисляются.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что ОАО "ИК "Соколовская" правомерно не включило в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу денежные компенсации за молоко в размере 103 076 руб.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы полностью воспроизводят доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку доказательств, которые судом апелляционной инстанции исследовались и были надлежащим образом оценены.
Оснований для переоценки данного вывода суда у кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.09.2006 и постановление апелляционной инстанции от 10.11.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-44669/2005-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2007 г. N Ф04-4385/2006(30286-А27-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании