Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 февраля 2007 г. N Ф04-487/2007(31469-А27-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Полиформ-Бетон" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - налоговый орган) о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных на накопительную часть трудовой пенсии.
Решением арбитражного суда от 31.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2006, заявленные ООО "Полиформ-Бетон" требования удовлетворены, признан незаконным отказ в возврате излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 64343 руб., выраженный в письме налогового органа N 7465 от 15.11.2005. Налоговый орган обязали произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 64 343 руб.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты арбитражного суда как принятые с нарушением норм права, и отказать в удовлетворении заявленных ООО "Полиформ-Бетон" требований в полном объеме. Считает, что законодательно обязанность по возврату (зачету) страховых взносов не возложена ни на один из органов исполнительной власти.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в результате ошибочного указания кода бюджетной классификации при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, у ООО "Полиформ-Бетон" образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 64 343 руб.
ООО "Полиформ-Бетон" 21.09.2005 обратилось в налоговый орган с заявлением произвести возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии.
Налоговый орган письмом N 7465 от 15.11.2005 отказал произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов, поскольку страховые взносы являются индивидуально возмездными, обязательными платежами, не отвечают понятию налога и обязанность по возврату или зачету излишне уплаченных страховых взносов не возложена на налоговый орган.
Не согласившись с отказом налогового органа в возврате излишне уплаченных страховых взносов, ООО "Полиформ-Бетон" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования ООО "Полиформ-Бетон" о возврате ошибочно перечисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, довод налогового органа о том, что у налогового органа отсутствуют правовые основания для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.
Пунктами 4 и 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок проведения зачета.
В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, арбитражным судом сделан обоснованный вывод, что обязанность по зачету излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
При указанных обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.08.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2006 по делу N А27-10865/2006-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2007 г. N Ф04-487/2007(31469-А27-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании