Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 февраля 2007 г. N Ф04-432/2007(31367-А75-6)
(извлечение)
Муниципальное образовательное учреждение "Игримская средняя общеобразовательная школа N 2 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - Школа) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Березовскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, р.п. Березово, (далее - налоговый орган) при участии третьего лица государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югре, о возврате излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1 580 092,62 руб.
Решением арбитражного суда от 10.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.11.2006, заявленные требования Школы удовлетворены, налоговый орган обязали произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1 580 093,62 руб.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, так как судом неправильно применены нормы права, регулирующие порядок представления и расследования доказательств. Указывает, что осуществление зачета или возврата излишне начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" налоговыми органами производиться не может.
В отзыве на кассационную жалобу Школа просит оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
От администрации Школы поступила телеграмма с ходатайством о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителя.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность постановления суда апелляционной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в результате неверного указания кода бюджетной классификации у Школы образовалась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1 580 093,62 руб.
Налоговый орган письмами от 15.12.2005 N 04-4868 и от 06.02.2006 N 39 отказал Школе в возврате ошибочно перечисленных страховых взносов, в связи с тем, что не определен орган, который должен производить зачеты (возвраты) излишне уплаченных страховых взносов.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе письмом от 28.12.2005 также отказал в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов, указав, что администраторами поступлений доходов в бюджет являются налоговые органы.
Не согласившись с отказом в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов, Школа обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявленное требование Школы, а апелляционная инстанция, оставив без изменения решение суда первой инстанции, приняли законные и обоснованные судебные акты.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, довод налогового органа о том, что у налогового органа отсутствуют правовые основания для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.
Пунктами 4 и 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок проведения зачета.
В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, арбитражным судом сделан обоснованный вывод, что обязанность по зачету излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
При указанных обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного постановления суда апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 02.11.2006 по делу N А75-4497/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2007 г. N Ф04-432/2007(31367-А75-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании