Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 марта 2007 г. N Ф04-1205/2007(32164-А75-29)
(извлечение)
Предприниматель Ш. обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Березовскому району ХМАО - Югры (далее по тексту инспекция) об обязании произвести перерасчет уплаченных сумм взносов в пенсионный фонд, которые она ошибочно перечислила по ненадлежащему коду бюджетной классификации.
Решением от 18.08.2006 (судья Ф.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа требования предпринимателя удовлетворены.
Принимая решение об обязании инспекции произвести зачет предпринимателю излишне уплаченных сумм взносов в пенсионный фонд, арбитражный суд исходил из незаконности действий инспекции по отказу в зачете спорной суммы страховых взносов.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и прекратить производство по делу. Податель жалобы считает, что постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу к началу судебного заседания от предпринимателя Ш. не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, предприниматель Ш. обратилась в инспекцию с заявлением о зачете страховых взносов, уплаченных в пенсионный фонд, ошибочно перечисленных ею через Сбербанк по ненадлежащему коду бюджетной классификации.
Письмом от 06.03.2006 за N 04/764 инспекция отказала предпринимателю в зачете страховых взносов ввиду правовых оснований для проведения налоговым органом для зачета.
Считая отказ инспекции незаконным, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением об обязании произвести зачет уплаченных сумм страховых взносов.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что действия инспекции по отказу в зачете спорной суммы страховых взносов являются незаконными.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ).
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.
Пунктами 4 и 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок проведения зачета.
В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
При этом указанная норма не вступает в противоречие с понятием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для восстановления срока на обращение в арбитражный суд не могут быть приняты, поскольку предпринимателем не обжалуется ненормативный акт инспекции, а заявление содержит требование об обязании произвести зачет.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 23.11.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-3768/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 марта 2007 г. N Ф04-1205/2007(32164-А75-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании