Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 марта 2007 г. N Ф04-1469/2007(32418-А75-34)
(извлечение)
Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования г. Ханты-Мансийск (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономною округа с заявлением о взыскании с администрации муниципального образования города Югорска (далее - ответчик) и Комитета по финансам и налоговой политике администрации города Югорска (далее - Комитет по финансам), при участии третьего лица - Департамента финансов Правительства Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Департамент финансов) о взыскании пеней в размере 5 078 082 руб. за несвоевременное внесение платежей на обязательное медицинское страхование за неработающее население района.
Решением от 07.12.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять новое решение удовлетворить заявленные требования. По мнению заяви геля. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 не предоставляет территориальным фондам обязательного медицинского страхования полномочий налоговых органов при осуществлении взыскания обязательных платежей по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения, в связи с чем, налоговое законодательство к данным правоотношениям неприменимо.
Администрация муниципального образования города Югорска с требованиями кассационной жалобы не согласна по основаниям, изложенным в отзыве, считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда первой инстанции, изучив доводы жалобы, отзыва, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования о взыскании пеней, суд исходил из того, что в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Суд кассационной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки правильности, полноты и своевременности перечисления страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 установлено, что администрацией муниципального образования города Югорска несвоевременно вносились страховые взносы в фонд.
По результатам проверки составлен акт N 1 от 01.01.2005, которым предложено погасить начисленные пени в срок до 25.01.2005.
Письмом N 146/5 от 26.05.2005, полученным 07.06.2005, администрации муниципального образования города Югорска повторно предложено погасить имеющуюся задолженность по пеням в течение месяца с момента получения настоящего уведомления.
Предъявленные пени в общей сумме 5 078 082 руб. начислены за несвоевременную уплату страховых взносов, подлежащих уплате, начиная с 2000 года нарастающим итогом по 31.12.2004.
Поскольку пени добровольно не уплачены, заявитель 09.10.2006 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
В статье 19 Закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.
Как следует из пунктов 7 и 11 Положения, органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Кодекса на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положением и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
Поскольку в акте проверки от 01.01.2005 указан срок уплаты пеней до 25.01.2005, а в арбитражный суд с настоящим заявлением фонд обратился 09.10.2006, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств, и, руководствуясь названными нормами права, а также пунктами 3, 10 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно отказал во взыскании пеней в сумме 5 078 082 руб., так как пропущен срок для обращения в суд за взысканием пеней.
Данный вывод согласуется также с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 12 постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Доводы Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, что недопустимо в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отсутствуют нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.12.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-8280/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 марта 2007 г. N Ф04-1469/2007(32418-А75-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании