Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 марта 2007 г. N Ф04-1730/2007(32822-А81-43)
(извлечение)
Исполняющий обязанности прокурора г. Лабытнанги (далее по тексту - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к муниципальному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования г. Лабытнанги "Ямал" (далее по тексту - МШТ ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал") о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже электрической энергии гражданам при отсутствии лицензии на вид деятельности, сертификатов соответствия и договора на проведение работ на сертификацию электрической энергии.
Решением от 27.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.01.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, в удовлетворении заявленных требований прокурору отказано.
Принимая решение, судебные инстанции исходили из того, что в действиях МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку должностными лицами предприятия были приняты все меры для получения лицензии на осуществление данного вида деятельности.
В кассационной жалобе прокурор, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты
По мнению прокурора, у МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" со дня принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 N 291, утвердившего Положение о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии, было достаточно времени для выполнения лицензионных требований и получения лицензии на данный вид деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что прокурором был рассмотрен материал исполняющего обязанности руководителя Управления Ростехнадзора о нарушении законодательства о лицензировании организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по продаже электрической энергии.
По результатам проверки прокурором 27.09.2006 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственнность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" в связи с осуществлением деятельности по продаже электрической энергии гражданам без лицензии, без сертификата на электрическую энергию, без заключения договора на проведение работ по сертификации электрической энергии.
На основании указанного постановления прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Из материалов дела следует, что согласно Уставу МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" основным видом его деятельности является производство тепловой энергии, оказание услуг по передаче и распределению тепловой и электрической энергии, сбыт электрической и тепловой энергии, в том числе, реализация электрической энергии населению.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" деятельность по продаже электрической энергии гражданам подлежит лицензированию в соответствии с подпунктом 97 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 N 291 (далее по тексту - Положение), лицензирование деятельности по продаже электрической энергии гражданам осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Пунктом 4 указанного Положения установлены определенные лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по продаже электрической энергии гражданам:
соблюдение требований законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере электроэнергетики, защиты прав потребителей и технического регулирования;
наличие в штате лицензиата работников в количестве не менее 20% общего количества работников по штатному расписанию, имеющих специальное высшее или специальное среднее образование в области электроэнергетики либо иное высшее или среднее образование при условии прохождения ими профильной переподготовки при наличии стажа работы в области энергетики не менее 5 лет;
раздельное указание в счетах на оплату электрической энергии стоимости купленной электрической энергии, стоимости услуг по передаче электрической энергии и стоимости иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии;
наличие у лицензиата собственного капитала в размере не менее размера, определенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.
Судом установлено и из материалов дела следует, что МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" осуществляет все необходимые действия для оформления лицензии.
МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" 06.10.2006 заключен договор с обществом с ограниченной ответственностью "Центр сертификации продукции, работ и услуг в энергетике" по сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям.
Постановлением главы г. Лабытнанги от 28.08.2006 N 300 в Устав МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" внесены изменения, которым увеличен Уставной фонд предприятия, тем самым выполнено одно из условий, предусмотренное пунктом 4 Положения.
В службу по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" 01.09.2006 направлено письмо об установлении на 2007 год раздельного тарифа стоимости купленной электрической энергии и стоимости услуг на передачу электрической энергии, стоимости иных услуг.
Для выполнения пункта Положения по персоналу, МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" направило письмо в территориальный и федеральный органы по технологическому, экологическому и атомному надзору с просьбой дать разъяснение как предприятию возможно выполнить условия пункта 4 в данной части Положения, не выделяя сбыт электрической энергии в самостоятельную организацию.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой и апелляционной инстанций, исходя из положений статьи 1.5 и части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, обоснованно пришли к выводу, что предприятие приняло все зависящие от него меры для оформления лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам, в том числе по соблюдению пункта 4 Положения.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, судебные инстанции правильно признали отсутствие вины МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал правильную правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку представленных доказательств и обстоятельств дела, которые установлены судебными инстанциями.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 15.01.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-4531/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2007 г. N Ф04-1730/2007(32822-А81-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании