Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 марта 2007 г. N Ф04-848/2007(31802-А03-27)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Алтайского отделения - структурного подразделения Западно-Сибирская железная дорога филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Алтайской таможне о признании незаконным и отмене постановления N 10605000-1603/2006 от 26.10.2006 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 04.12.2006 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая решение, суд применил статьи 83, 88, 169 Таможенного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что оспариваемое постановление принято при наличии законных оснований для привлечения к административной ответственности, в рамках полномочий административного органа, установленных статьей 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности. Ссылку ОАО "РЖД" на письмо Федеральной таможенной службы РФ от 30.06.2005 N 01-06/21925, как на основании отмены оспариваемого постановления суд признал необоснованной.
В апелляционной инстанции законность я обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение арбитражного суда от 04.12.2006,
По мнению подателя жалобы, таможенный орган не представил доказательств того, что пломбы отправителя, использовались таможней отправления в качестве средств идентификации.
Алтайская таможня считает приятый по делу судебный акт законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что 24.07.2006 в ходе проведения на станции Кулунда таможенного досмотра вагона N 92729573, следовавшего по железнодорожной накладной N 318012 транзитом по территории России из Литвы в Республику Казахстан, таможенный орган обнаружил отсутствие на вагоне двух запорно-пломбировочных устройств марки "СПРУТ 777" и "LG24" номера V-233412 и V-233413.
По данному факту Алтайской таможней 25.08.2006 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.11 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования, но окончании которого, в отношении ОАО "РЖД" 25.09.2006 составлен протокол об административном правонарушении N 10605000-1603/2006.
На основании указанного протокола Алтайской таможней 26.10.2006 вынесено постановление N 10605000-1603/2006, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятое по делу решение, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Таможенного кодекса Российской Федерации при международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации осуществляются по правилам, установленным статьями 80-86 Кодекса в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту.
Согласно части 1 статьи 83 Кодекса таможенный орган отправления осуществляет идентификацию товаров, помещаемых под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита, в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом назначения следов изъятия товаров, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций, если указанные действия могли быть совершены при перевозке этих товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом. В части 2 названной статьи установлено, что для целей идентификации товаров таможенный орган отправления вправе использовать такие средства, как наложение таможенных пломб и печатей на транспортное средство, контейнер или на съемный кузов, другие средства, позволяющие идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров.
В силу пункта 2 статьи 88 Кодекса при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались.
Перевозчиком на основании пункта 16 части 1 статьи 11 Кодекса признается лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Согласно пункту 2 статьи 390 Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.2004, средства таможенной идентификации могут уничтожаться или изменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров" В таких случаях таможенному органу сообщается о проведенных со средствами идентификации действиях.
За уничтожение, удаление, изменение либо замену средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно за повреждение либо утрату таких средств идентификации в статье 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде штрафа.
Субъектами данного правонарушения являются как лица, совершившие конкретные противоправные действия, так и лица, которые обязаны были обеспечить сохранность средств идентификации.
Факт утраты двух пломб отправителя подтвержден материалами дела и не оспаривается ОАО "РЖД".
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод суда о том, что письмо ФТС РФ от 20.06.2005 N 01-06/21925 "О направлении методических рекомендаций по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела" не является нормативным правовым актом, который в соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ может быть применен судом, поскольку указанный документ в установленном порядке не опубликован, не зарегистрирован в Минюсте РФ, является правомерным.
Так как, согласно частям 2 и 3 статьи 3 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - акты таможенного законодательства).
Отношения" указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.
На основании статьи 5 ТК РФ в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, и федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела.
Нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти,
С учетом изложенного, указанное письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 30.06.2005 N 01-06/21925 "О направлении методических рекомендаций по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела" к таким правовым актам отнесено быть не может.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятого по делу судебного акта, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 0412.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15167/2006-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2007 г. N Ф04-848/2007(31802-А03-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании