Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 марта 2007 г. N Ф04-1051/2007(31976-А45-26)
(извлечение)
Общественная организация "Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов" обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Новосибирска о признании недействительным решения N 130 от 04.05.2006 в части доначисления налога на прибыль в сумме 574 125 руб. 44 коп., взыскания штрафных санкций в размере 114 825 руб.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем был изменен предмет требований. Организация просила признать указанное решение недействительным в части доначисления налога на прибыль за 2003 год в сумме 314 671 руб. 40 коп., за 2004 год в размере 247 991 руб. 04 коп., взыскания штрафных санкций по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 112 532 руб.
Требования мотивированы тем, что налоговое законодательство в части подпункта 39 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает особенности формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Налоговый кодекс Российской Федерации признает в качестве расходов затраты по осуществлению деятельности общественной организации, в том числе, по содержанию организации и решению уставных задач, в связи с чем, истец правомерно включил данные суммы во внереализационные расходы.
Решением от 22.09.2006 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены: решение N 130 от 4.05.2006 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль за 2003 год в сумме 314 671 руб. 40 коп., за 2004 год в сумме 247 991 руб. 04 коп., взыскания штрафных санкций в размере 112532 руб.
Постановлением от 5.12.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области состоявшееся по делу решение признано законным и оставлено без изменения.
Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что организацией правомерно отнесены на внереализационные расходы средства, перечисленные на содержание Правления, как это предусмотрено подпунктом 39 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Новосибирска просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый, которым в удовлетворении заявленных организацией требований отказать.
По мнению налогового органа, при составлении консолидированной отчетности в целом по организации в составе внереализационных расходов неправомерно нашли отражение отчисления обособленных подразделений в головную организацию. Завышение внереализационных расходов произошло в связи с неправомерным отражением в составе внереализационных расходов в целом по организации средств, направляемых обособленными подразделениями в централизованные фонды НОО ВОИ. Организацией по настоящему делу фактически произведенные расходы, связанные с содержанием аппарата управления, отражены в форме N 6 "Отчет о целевом использовании полученных средств" и в то же время в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках", в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 и 2004 годы, как внереализационные расходы организации (средства, направленные обособленными подразделениями на содержание аппарата управления), что не предусмотрено действующим законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку налоговым органом не учтены особенности формирования расходов для общественных организаций инвалидов. Подпункт 39 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность таких организаций в качестве расходов учитывать расходы на содержание организации и решение уставных задач.
В пункте 49 Устава организации и в положениях о структурных подразделениях предусмотрено, что средства, направляемые обособленными подразделениями в головную организацию, использовались на реализацию социальных программ ВОИ, оказание помощи инвалидам, а так же на содержание правления НОО ВОИ.
В судебных заседаниях эти факты были установлены, нецелевое использование средств, полученных от структурных подразделений головной организации не было доказано. Это не подтверждено налоговым органом ни в решении, ни в ходе судебного заседания.
По мнению организации, налоговым органом так же не был документально доказан факт создания в НОО ВОИ фонда для покрытия расходов структурных подразделений, тем более, что такие фонды заявителем не создавались.
Проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об оставлении состоявшихся по делу судебных актов без изменения.
Материалами дела установлено, что по результатам выездной налоговой проверки общественной организации "Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов" были установлены факты неправомерного отнесения организацией на расходы сумм, направленных обособленными подразделениями на содержание правления, вышестоящей организации, расходы, экономически не обоснованные, в связи с чем был занижен налог на прибыль за 2003 год в размере 317 879 руб., за 2004 год в сумме 252 870 руб.
Данные обстоятельства отражены в акте N 130 от 06.04.2006.
Решением руководителя налогового органа от 04.05.2006 N 130 организация была привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы в размере 114 150 руб. Организации так же было предложено перечислить налог на прибыль за 2003 год в размере 317 879 руб., за 2004 год в размере 252 870 руб.
Считая данное решение незаконным, организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, исходит из следующего.
В судебном заседании судов первой и апелляционной инстанций были исследованы документы, представленные налогоплательщиком, которыми подтверждено, что главными целями деятельности общественной организации являются: защита прав и интересов инвалидов, достижение ими равных возможностей с другими гражданами участия во всех сферах жизни общества, интеграция инвалидов в общество. Эти цели соответствуют деятельности общества, которая указана в свидетельстве о регистрации заявителя от 25.06.2002.
Из пункта 49 Устава организации следует, что доходы (прибыль) от предпринимательской и иной деятельности организации, используется ею для достижения уставных целей и выполнения уставных задач. Предусмотрено расходование средств на реализацию социальных программ ВОИ, оказание материальной, финансовой и иной помощи инвалидам и организациям ВОИ, оплату труда работникам организаций и их подразделений, содержание аппарата правления, дотации нижестоящим организациям, отчисления выше стоящим организациям ВОИ.
Исходя из положений подпункта 39 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов, а так же налогоплательщиков - учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в подпункте 38 пункта 1 названной статьи.
Суд первой инстанции, исследуя в совокупности представленные сторонами доказательства по существу заявленных требований и возражений, а так же положения подпунктов 38 и 39 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу, что заявителем предусмотренные законодательством условия соблюдены, указанные расходы обоснованно отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Доводы налогового органа о нецелевом использовании налогоплательщиком указанных средств проверялись в судебном заседании, однако не приняты, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами.
Аналогично признаны судами документально не подтвержденными доводы налогового органа о создании организацией фонда для покрытия расходов филиала.
Доводы налогового органа о нарушении организацией положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, исследовались судами первой и апелляционной инстанций и не приняты во внимание, поскольку налоговым органом не доказан факт экономической нецелесообразности расходов.
Кассационная инстанция считает, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.09.2006 и постановление от 05.12.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-14131/2006-14/444 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 марта 2007 г. N Ф04-1051/2007(31976-А45-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании