Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 марта 2007 г. N Ф04-1384/2007(32429-А46-19)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Спецтрест-17" (далее - ООО "Спецтрест-17") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому административному округу г. Омска (далее - инспекция) о признании недействительным решения N 2555 от 17.05.2006.
Решением от 16.11.2006 Арбитражного суда Омской области заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Спецтрест-17" требований.
По мнению налогового органа, в связи с вступлением в силу главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не устанавливает льготы, предусмотренной абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", и отменой названной статьи Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ действие "неналоговых" законов утрачивает силу.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при проведении камеральной налоговой проверки декларации ООО "Спецтрест-17" по налогу на игорный бизнес за январь 2006 года налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком ставки налога на игорный бизнес в размере 1500 руб., предусмотренной Законом Омской области от 15.09.1998 N 153-ОЗ "Об установлении ставок налога на игорный бизнес" (в редакции Закона Омской области от 09.11.2001 N 316-ОЗ"), поскольку Законом Омской области от 28.11.2005 N 700-ОЗ размер ставки по налогу на игорный бизнес установлен в размере 7500 руб.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение N 2555 от 17.05.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 30 000 руб. и предложено уплатить 150000 руб. доначисленного по результатам проверки налога на игорный бизнес и 5160 руб. пени за его несвоевременную уплату.
Не согласившись с данным решением, ООО "Спецтрест-17" обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Спецтрест-17" зарегистрировано в качестве юридического лица Городской регистрационной палатой департамента недвижимости администрации города Омска 07.02.2002 и относится к субъектам малого предпринимательства, что в кассационной жалобе не опровергается.
На момент государственной регистрации ООО "Спецтрест-17" ставка налога на игорный бизнес была установлена Законом Омской области от 15.09.1998 N 153-ОЗ "Об установлении ставок налога на игорный бизнес" (в редакции Закона Омской области от 09.11.2001 N 316-ОЗ) в размере 1500 руб. за каждый игровой автомат.
В январе 2006 года действовала ставка по налогу на игорный бизнес в размере 7500 руб., установленная Законом Омской области от 28.11.2005 N 700-ОЗ.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату регистрации заявителя) в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в там же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.06.2003 N 11-П и Определении от 04.12.2003 N 445-О, новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ. Это обусловлено выводимыми из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.
Установив в абзаце 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ период, до истечения которого на индивидуальных предпринимателей не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Следовательно, нормы Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отменяющие действие статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ. как ухудшающие положения налогоплательщиков, не должны применяться к длящимся правоотношениям.
Поскольку названные изменения в налоговом законодательстве создали менее благоприятные условия для ООО "Спецтрест-17" по сравнению с ранее действовавшими условиями налогообложения, что подтверждается доначислением налоговым органом налога на 150000 руб., превышающего исчисленную налогоплательщиком сумму налога, суд первой инстанции обоснованно признал решение инспекции N 2555 от 17.05.2006 недействительным, как противоречащее абзацу 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.11.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9743/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 марта 2007 г. N Ф04-1384/2007(32429-А46-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании