Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 марта 2007 г. N Ф04-6897/2006(32831-А81-19)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа 14 августа 2007 г. N Ф04-3697/2006(37011-А81-19)
Предприниматель Т. обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ноябрьску (далее - инспекция) о признании недействительным решения N 13019 от 30.06.2005 за исключением пунктов 1.0, 2.1.6 и 2.1 13.
Решением от 06.12.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2006 судебный акт первой инстанции отменен и принято новое решение, которым решение инспекции N 13019 от 30.06.2005 признано недействительным за исключением пунктов 1.10, 2.1.6 и 2.1.13, как несоответствующее статьям 1, 3 Федерального закона N 148-ФЗ от 31.07.1998 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Российской Федерации", статьям 15, 72, 75, 76 Конституции Российской Федерации, статьям 1, 3, 4, 12 Налогового кодекса Российской Федерации, Определению Конституционного суда Российской Федерации N 342-О от 10.07.2003.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем Т. требований, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном применении данным налогоплательщиком в 2002 году системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Отменяя судебный акт первой инстанции и принимая новое решение о признании недействительным решения инспекции N 13019 от 30.06.2005 за исключением пунктов 1.10, 2.1.6 и 2.1.13, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" N 148-ФЗ от 31.07.1998 плательщиками единого налога являются юридические лица и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания предпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий).
Исходя из содержания статей 1, 3 Федерального закона N 148-ФЗ от 31.07.1998 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Российской Федерации" и правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 342-О, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о недопустимости ограничения региональным законом круга налогоплательщиков, установленного федеральным законом.
Вместе с тем, признавая недействительным решение инспекции N 13019 от 30.06.2005 за исключением пунктов 1.10, 2.1.6 и 2.1.13, суд апелляционной инстанции не выполнил требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о всестороннем и полном исследовании материалов дела и в нарушение требований статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной и резолютивных частях не указал название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены признанные недействительными пункты:
1.3. о привлечении предпринимателя Т. к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога за 2002 год с выплат в пользу физических лиц в сумме 36 547 руб.;
1.9 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, за 2003 год в сумме 39 127,8 руб.;
2.1.4. о доначислении единого социального налога с выплат в пользу физических лиц за 2002 год - 182735 руб.;
2.1.7. о доначислении единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, за 2003 год - 195 639 руб.;
2.1.14, о доначислении пени за несвоевременную уплату единого социального налога в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат в пользу физических лиц за 2002 год - 35010,38 руб.;
2.1.15. о доначислении пени за несвоевременную уплату единого социального налога в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации с выплат в пользу физических лиц за 2002 год - 474,93 руб.;
2.1.16. о доначислении пени за несвоевременную уплату единого социального налога в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации с выплат в пользу физических лиц за 2002 год - 8 074,81 руб.
2.1.17. о доначислении пени за несвоевременную уплату единого социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации с выплат в пользу физических лиц за 2002 год -10633,06 руб.
2.1.18. о доначислении пени за несвоевременную уплату единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения за 2003 год -17 289,46 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа 12.10.2006 постановление апелляционной инстанции от 16.06.2006 отменено в части признания недействительными пунктов 1.3, 1.9, 2.1.4, 2.1.7, 2.1.14, 2.1.15, 2.1.16, 2.1.17, 2.1.18 решения инспекции N 13019 от 30.06.2005. Дело направлено на новое рассмотрение в эту же судебную инстанцию Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
В остальной части постановление суда апелляционной инстанции от 16.06.2006 оставлено без изменения.
При новом рассмотрении дела постановлением суда апелляционной инстанции от 11.12.2006 решение инспекции N 13019 от 30.06.2005 признано недействительным за исключением пунктов 1.10, 2.1.6 и 2.1.13, как несоответствующее статьям 1, 3 Федерального закона N 148-ФЗ от 31.07.1998 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Российской Федерации", статьям 12, 44, 100, 101, 119, 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Т., соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, просит оставить обжалуемый инспекцией судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой поверки соблюдения законодательства о налогах и сборах за период 2002-2003 годы инспекцией составлен акт от 15.06.2005 N.12-29/17 и принято решение от 30.06.2005 N 13019 о привлечении предпринимателя Т. к налоговой ответственности:
- по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц за 2002 года в виде штрафа в размере 93 581,40 руб., за неуплату единого социального налога за 2002 год в виде штрафа в размере 19 777,63 руб., за неуплату единого социального налога за 2002 год с выплат в пользу физических лиц в виде штрафа в размере 36 547 руб.; за неуплату налога на добавленную стоимость за март, август сентябрь, октябрь декабрь в виде штрафов в размере 1 000 руб., 42 079,40 руб., 21 293,60 руб., 28 644 руб. и 73 949,40 руб.; за неуплату единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, за 2003 год в виде штрафа в размере 39 127,80 руб.;
- по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц за 2003 год, подлежащих перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 508,80 руб.;
- по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2002 год в виде штрафа в размере 1 076 186,10 руб., налоговой декларации по единому социальному налогу за 2002 год с доходов от предпринимательской деятельности в виде штрафа в размере 220 542,77 руб., налоговой декларации по единому социальному налогу за 2002 год с выплат физических лиц в виде штрафа в размере 420 290,50 руб., налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за август, сентябрь, октябрь, декабрь 2002 года в виде штрафа в размере 2 273 662,40 руб.
Этим же решением предпринимателю Т. доначислены суммы налога на доходы физических лиц за 2002 год в сумме 467 907 руб., единого социального налога с доходов от предпринимательской деятельности за 2002 год в сумме 98 888,16 руб., единого социального налога с выплат в пользу физических лиц за 2002 год в сумме 182 735 руб., налога на добавленную стоимость за 2002 год в сумме 834 832 руб.; налога на доходы физических лиц. не исчисленного и не перечисленного в бюджет, за 2002 год в сумме 2 544 руб.; единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, за 2003 год в сумме 195 639 руб. и пени, начисленные на указанные суммы налоговых платежей, в общем размере 351332,08 руб.
Полагая, что решение налогового органа N 13019 от 30,06.2005 за исключением пунктов 1.10, 2.1.6 и 2.1.13 противоречит Федеральному закону N 148-ФЗ от 31.07.1998 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Российской Федерации", предприниматель Т. обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил, что в период 2002-2003 годы предприниматель Т. выполнял строительно-монтажные работы по договорам строительного подряда, заказчиками по которым являлись юридические лица.
В соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" N 148-ФЗ от 31.07.1998 и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" N 55-ЗАО от 21.12.1998 в 2002 году предприниматель Т. уплачивал налог на вмененный доход, полагая, что он не являлся плательщиком налогов по общеустановленной системе налогообложения.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость выполнения требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о всестороннем и полном исследовании материалов дела.
Согласно части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
Из содержания статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
В нарушение требовании статьи 71 и части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела не выполнил указаний кассационной инстанции.
Изложив мотивировочную часть судебного акта от лица предпринимателя Т., суд апелляционной инстанции не принял во внимание и не дал правовой оценки доводам инспекции и представленным налоговым органом доказательствам.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает необходимым отменить обжалуемый судебный акт и направить дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в ином судебном составе.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 11.12.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3103/2005 отменить, дело направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию этого же арбитражного суда в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2007 г. N Ф04-6897/2006(32831-А81-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании