Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 апреля 2007 г. N Ф04-2165/2007(33341-А75-31)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Няганьнефтемаш" (далее - Обществу обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Инспекция) от 17.07.2006 N 26-02/884 и требований об уплате налога от 17.07.2006 N 2358 и об уплате налоговой санкции от 17.07.2006 N 747.
Решением арбитражного суда от 30.10.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.12.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции.
Заявитель жалобы полагает, что Обществом нарушены требования статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой счета-фактуры составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для подтверждения налоговых вычетов и, следовательно, не могут регистрироваться в книге покупок.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Инспекции от Общества не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки обоснованности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, заявленных ЗАО "Няганьнефтемаш" в уточненной налоговой декларации за декабрь 2005 года. Инспекцией вынесено решение от 17.07.2006 N 26-02-/884 о привлечении Общества к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 85891 руб. Указанным решением Обществу доначислен налог на добавленную стоимость за декабрь 2005 года в сумме 429457 руб., предложено уплатить данную сумму налога и пени в размере 22370,70 руб.
По состоянию на 17.07.2006 Обществу были выставлены требования N 2358 об уплате налога и пени и N 747 об уплате налоговой санкции в суммах, указанных в решении Инспекции от 17.07.2006 N 26-02-/884.
Не согласившись с решением и требованиями Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддержала выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Общий порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 данной статьи налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих уплату сумм налога.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Однако ни статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации, ни в целом глава 21 Кодекса не запрещают вносить исправления в неправильно оформленный счет-фактуру или заменить такой на оформленный в установленном порядке.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
Из материалов дела следует и Инспекцией не оспаривается, что Общество представило налоговому органу до вынесения оспариваемого решения счета-фактуры, составленные продавцами товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку в данном случае представленные Обществом в налоговый орган исправленные счета-фактуры оформлены надлежащим образом и в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, то они не могут расцениваться как нарушающие положения названной статьи Кодекса.
Следовательно, данные счета-фактуры являются основанием для применения Обществом налоговых вычетов в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что факт уплаты налога на добавленную стоимости по спорным счетам-фактурам, послужившим основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, налоговым органом не оспаривается и иных оснований для отказа в реализации права на налоговый вычет не установлено, кассационная инстанция считает, что суд правомерно пришел к выводу об отсутствии у налоговую органа достаточных оснований для принятия оспариваемого решения.
Несостоятельны доводы налогового органа о неправомерности признания судом требований N 2358 об уплате налога и пени и N 747 об уплате налоговой санкции о формальным основаниям, поскольку, как судом правомерно отмечено, признаке недействительным решения Инспекции влечет признание недействительным и требований, на основании которого они выставлены.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке выводов суда.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Принимая во внимание, что Налоговый кодекс Российской Федерации на содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступали в качестве ответчика, с Инспекции подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 рублей за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании данного постановления выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.17, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-7075/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийкому автономному округу - Югре в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2007 г. N Ф04-2165/2007(33341-А75-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании