Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 апреля 2007 г. N Ф04-2094/2007(33210-А45-25)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Мега" (далее - ООО "Мега") налоговых санкций в размере 138 078 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 22.01.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что поскольку правомерность заявленного налогового вычета не была подтверждена документально, привлечение общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и начисление инспекцией налоговых санкций является правомерным.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО "Мега" налоговой декларации по НДС за март 2006 года налоговым органом принято решение 05.07.2006 N 12941295 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в виде штрафа в размере 138 078 руб., а также обществу доначислен налог в сумме 690 390 руб.
Основанием к принятию решения инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации послужил факт непредставления налогоплательщиком документов в обоснование заявленного налогового вычета по НДС за март 2006 года, запрашиваемых налоговым органом требованиями от 15.05.2006 N ЛМ-06-13/14774, от 05.06.2006 N ЛМ-06-19353.
Неисполнение в добровольном порядке требования об уплате налоговой санкции в установленный срок, послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из фактических обстоятельств дела, принял законное и обоснованное решение, при этом исходил из того, что заявителем не доказан факт совершения ответчиком правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, считает их законными и обоснованными, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Согласно статьям 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а так же пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; проводить налоговые проверки, установленные настоящим кодексом.
При проведении камеральной проверки налоговый орган в силу статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, то есть им предоставлено право истребовать у налогоплательщика соответствующие документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в рамках проверяемого периода.
Судом установлено, что налогоплательщику были направлены требования о предоставлении документов от 15.05.2006 N ЛМ-06-13/14774, от 05.06.2006 N ЛМ-06-19353 для подтверждения правильности исчисления налоговых вычетов согласно представленной налоговой декларации по НДС, которые обществом исполнены не были ввиду их неполучения. Так, налоговым органом в решении Л" 1294/1295 от 05.06.2006. отмечено, что указанные требования, направленные на адрес местонахождения организации, вернулись с отметкой почтового отделения "не найден".
Вместе с тем, суд правомерно указал, что состав налогового правонарушения, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, не может считаться установленным, если решение о привлечении налогоплательщика к ответственности не содержит сведений о том, какие виновные неправомерные действия налогоплательщика повлекли неуплату налога.
В силу пункта 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Принимая во внимание положения статей 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации, для констатации факта неправомерного применения налоговых вычетов должна быть дана оценка соответствующей первичной документации налогоплательщика (счетам-фактурам, платежным и другим бухгалтерским документам), которые именно он должен представить налоговому органу для подтверждения и обоснованности применения данных вычетов. Однако, как указано выше, требования налогового органа о представлении названных документов налогоплательщиком получены не были.
Из решения налогового органа от 05.07.2006 N 1294/1295 не усматривается какие действия (бездействия) налогоплательщика привели к неуплате налога.
При этом, как правомерно отмечено судом, непредставление обществом в данном случае документов не свидетельствует об их отсутствии у налогоплательщика и неправомерном заявлении налоговых вычетов по НДС.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии вины налогоплательщика. Соответственно, указанное деяние не может служить основанием для применения налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налоговое законодательство не предусматривает равенство между непредставлением налогоплательщиком документов и занижением или выплатой налога, при камеральной проверке.
Вместе с тем, иных оснований для отсутствия у налогоплательщика права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость, кроме как непредставление документов по требованию, которое им не было получено, в решении инспекции не приведено.
Поскольку налоговым органом не установлена вина и обстоятельства налогового правонарушения, наличие оснований для взыскания налоговых санкций и привлечения к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации при камеральной проверке при данных обстоятельствах не имелось.
Нарушений судом норм материального и процессуального права не установлено. При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.01.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-730/2007-14/26 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 апреля 2007 г. N Ф04-2094/2007(33210-А45-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании