Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 апреля 2007 г. N Ф04-2158/2007(33339-А75-27)
(извлечение)
Ханты-Мансийская таможня обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, К. (далее - предприниматель К.) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 13.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.12.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая решение, суд исходил из того, что у таможенного органа отсутствовали основания для проведения таможенного контроля в отношении товара, находящегося на реализации у предпринимателя и проведение административного расследования не предусмотрено Методическими рекомендациями по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков, доведенных до сведения таможенных органов письмом ГТК РФ от 29.05.2003 N 01-06/22096.
В кассационной жалобе Ханты-Мансийская таможня просит отменить принятое по делу решение.
По мнению подателя жалобы, при наличии у таможенного органа информации о лицах, осуществляющих оптовую и розничную торговлю товарами маркированными соответствующими товарными знаками, подтвержденной письмами правообладателей в части того, что вышеуказанная продукция является исключительно импортной, таможенные органы действуют в рамках компетенции, установленной Таможенным кодексом Российской Федерации и статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагает, что спорный товар является контрафактным, имеет статус находящегося под таможенным контролем и подлежит проверке таможенным органом на предмет легальности его ввоза и использования на таможенной территории Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания предпринимателем К. не представлен.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировал доводы Ханты-Мансийской таможни, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 15.08.2006 таможенным органом при проведении проверочных мероприятий в торговом павильоне N 170. принадлежащем предпринимателю К., расположенном на территории рынка "Ярмарка Славтэк", установлен факт реализации товара с признаками контрафактности (спортивная одежда, маркированная товарными знаками "Adidas", "Nike", "Puma", "Reebok").
На момент проверки документы, подтверждающие происхождение товара, его легальность и законное использование вышеуказанных товарных знаков, у предпринимателя отсутствовали.
По данному факту таможенным органом проведено административное расследование, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении от 15.09.2006 N 10505000-394/2006, ответственность за совершение которого, предусмотрена статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направлено в арбитражный суд заявление о привлечении предпринимателя К. к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных Ханты-Мансийской таможней требований, суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу об отсутствии у таможенных органов полномочий по проведению проверок о неправомерном использовании товарных знаков.
Данный вывод судебных инстанций основан на неправильном истолковании норм материального права.
Из пункта 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 следует, что Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Пункт 5.3.6. названного Положения наделят Федеральную таможенную службу полномочиями по защите прав интеллектуальной собственности, а пункт 5.3.16 закрепляет право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 28.3 Кодекса должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.10 данного Кодекса.
Следовательно, вывод суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии у таможенных органов полномочий по осуществлению производства по делам об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным.
Ошибочным, не основанным на нормах права является и вывод суда, со ссылкой на письмо ГТК РФ от 29.05.2003 N 01-06/22096 о том, что производство административного расследования о правонарушениях предусмотренных статьей 14.10 КоАП РФ не предусмотрено. Данный вывод противоречит части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.
Учитывая, что при рассмотрении данного дела судом не приняты во внимание все фактические обстоятельства и вышеназванные нормы права, кассационная инстанция считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные нарушения, всесторонне, полно и объективно исследовать все имеющиеся материалы, дать оценку доводам сторон.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 13.11.2006 и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-8010/2007 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2007 г. N Ф04-2158/2007(33339-А75-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании