Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 апреля 2007 г. N Ф04-1299/2007(32377-А27-30)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Кузбасская электросетевая компания" филиал "Электросеть г. Анжеро-Судженска" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г. Анжеро-Судженска о взыскании 148914.69 рублей, составляющих задолженность по компенсации понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в период с января по май 2006 года (с учетом задолженности за 2005 год) населению льгот по оплате коммунальных услуг, предусмотренных Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержке многодетных семей в Кемеровской области".
Определением от 19.07.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кемеровской области. Главное финансовое управление администрации Кемеровской области, Департамент социальной защиты населения администрации Кемеровской области.
В судебном заседании 19.09.2006 в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления социальной защиты населения администрации г. Анжеро-Судженска на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управление социальной защиты населения администрации г. Анжеро-Судженска привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением от 14.11.2006 (судья М.) Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2007 (судьи А., Ш., Л.) того же суда, исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО "Кузбасская электросетевая компания" филиал "Электросеть г. Анжеро-Судженска" взыскано 155938,51 рублей убытков. В остальной части иска отказано.
Суд мотивировал решение тем, что затраты на оказанные услуг льготным категориям граждан, предусмотренные пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета; государство, обязав коммерческую организацию предоставлять льготы при оказании услуг определенной категории населения, свои обязательства по компенсации затрат коммерческой организации, которые вытекают из закона, не исполнило; сумма недополученной истцом компенсации льгот истца является его убытками в форме недополученных доходов; размер убытков подтверждается необходимыми документами. Истец неправомерно включил в сумму заявленных к взысканию убытков сумму НДС.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства МФ РФ по Кемеровской области Отделение по г. Анжеро-Судженску, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Податель кассационной жалобы полагает, что истцом не доказаны наличие убытков, их размер и причинная связь между действиями ответчика и наступлением убытков у истца: истец не представил никаких доказательств незаконности и виновности действия Министерств финансов Российской Федерации. Минфин Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком: удовлетворение судом иска приведет к пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц.
В отзыве на кассационную жалобу филиал "Электросеть г. Анжеро-Судженска" ОАО "Кузбасская электросетевая компания" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, как законное и обоснованное, по доводам, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ОАО "Кузбасская электросетевая компания" филиал "Электросеть г. Анжеро-Судженска" в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 оказывало подачу электроэнергии населению, предоставив при этом льготы многодетным семьям на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержки многодетных семей".
Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 184007,44 рублей.
Поскольку услуги, оказанные истцом, не возмещены ему из бюджета - истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании не возмещенных расходов.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что государством осуществляются социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в связи, с чем Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлено, что такие лица имеют льготы по оплате электроэнергии.
Согласно Указу истец в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 предоставил услуги данной категории граждан по льготным тарифам, в связи, с чем понес определенные расходы.
В соответствии с подпунктом б пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей установлены скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. В пункте 3 названного Указа Министерству финансов Российской Федерации поручено совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
Согласно пункту 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации N 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-2359-18 от 29.06.92 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям возмещение затрат по оплате за пользование электроэнергией производится за счет местных бюджетов.
Однако вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим. Иными правовыми актами порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных льгот не установлен. Отсутствие названного порядка, не может являться основанием для возложения расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных на федеральном уровне, на коммерческую организацию за счет ее собственных средств. Таким основанием не может являться и отсутствие бюджетного финансирования.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Суды, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению многодетным семьям льгот по оплате электроэнергии, обоснованно взыскал убытки с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как с органа, выступающего от имени казны Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, в соответствии со статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации, о взыскании 155938,51 рублей, поскольку компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.
Таким образом, судом исследованы обстоятельства, подлежащие исследованию, правильно применены нормы материального права и не нарушены нормы процессуального права. В удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 14.11.2006 и постановление апелляционной инстанции от 17.01.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11183/2006-3 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2007 г. N Ф04-1299/2007(32377-А27-30)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании