Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 апреля 2007 г. N Ф04-368/2007(33564-А27-23)(33566-А27-23)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 февраля 2007 г. N Ф04-368/2007(31340-А27-23)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дорогие) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС по Кемеровской области) о признании незаконными решения от 24.07.2006 и предписания N 1 от 25.07.2006 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 30.10.2006. оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2007, заявление ОАО "Российские железные дороги" удовлетворено.
В кассационных жалобах УФАС по Кемеровской области и открытое акционерное общество "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление" (далее - ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление"), ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом норм материального и процессуального права, просят отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
УФАС по Кемеровской области указывает на то, что арбитражным судом не дана надлежащая правовая оценка, представленным в материалы дела документам, свидетельствующим о неправомерном оказании ОАО "Российские железные дороги" услуг по проведению осмотра локомотивов ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление", которое имеет лицензию на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава железнодорожного транспорта.
По мнению УФАС по Кемеровской области, арбитражный суд сделал ошибочный вывод о том, что антимонопольным органом не установлено доминирующего положения ОАО "Российские железные дороги" на рынке услуг по осмотру локомотивов.
УФАС по Кемеровской области считает, что его полномочия распространяются на гражданско-правовые отношения, возникшие между ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление".
ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление" считает, что ОАО "Российские железные дороги" неправомерно препятствует выходу локомотивов на пути общего пользования без соответствующего технического осмотра.
По мнению ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление", полномочия по осуществлению надзорных функций в отношении предприятий железнодорожного транспорта, являющихся владельцами путей необщего пользования, согласно пункту 2 "б" постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 имеют должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Кроме того, ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление" в кассационной жалобе ссылается на нарушение арбитражным судом пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "Российские железные дороги" представлен отзыв на кассационную жалобу УФАС по Кемеровской области с возражениями на его доводы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела, УФАС по Кемеровской области по результатам рассмотрения заявления ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление" принято решение от 24.07.2006 о совершении ОАО "Российские железные дороги" нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Во исполнение указанного решения УФАС по Кемеровской области вынесено предписание N 1 от 25.07.2006, в соответствии с которым на ОАО "Российские железные дороги" возложена обязанность по обеспечению допуска локомотивов ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление" на железнодорожные пути общего пользования с актами осмотра, составленными самостоятельно ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление".
Основанием для принятия названных ненормативных актов послужило то обстоятельство, что ОАО "Российские железные дороги" запрещает выход, принадлежащих ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление" локомотивов на пути общего пользования без проведенного на платной основе их осмотра и соответствующего освидетельствования.
Несогласие ОАО "Российские железные дороги" с возложенной на него обязанностью послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения от 24.07.2006 и предписания N 1 от 25.07.2006 УФАС по Кемеровской области.
Суд кассационной инстанции поддерживает обжалуемые судебные акты по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других).
Согласно Приказу Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации от 27.10.2003 г N 373 установление факта наличия (отсутствия) доминирующего положения является обязательным при рассмотрении дел, связанных с нарушением статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". При этом доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается на основании оценки его доли рыночного потенциала на рассматриваемом товарном рынке с учетом критериев, указанных в Методических рекомендациях по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке (утв. Приказом ГКАП от 03.06.1994 N 67), а также положения Приказа Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 27.10.2003 N 373.
Как установлено обеими судебными инстанциями, в материалы дела не представлены доказательства о наличии доминирующего положения ОАО "Российские железные дороги" на рынке услуг по техническому осмотру локомотивов.
Кроме того, как установлено материалами дела, между ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление" и ОАО "Российские железные дороги" заключены договоры на эксплуатацию и обслуживание железнодорожных путей необщего пользования.
Согласно пункту 2 статьи 15, пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" право проверять техническое состояние железнодорожных путей как общего, так и необщего пользования, а также железнодорожного подвижного состава и контейнеров предоставлено уполномоченному представителю федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В силу статьи 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" государственный контроль (надзор) за соблюдением актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом возложен на федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 создана Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте.
Согласно статье 17 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы путей необщего пользования обязаны обеспечивать соответствие требованиям стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог.
Для проведения осмотров подвижного состава самостоятельно у ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление" имеется техническая и кадровая база. На основании Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29.12.2004 N АН-429-фс ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление" выдана Лицензия Серии ПС N 4201041 на право осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте сроком действия до 29.12.2009.
Таким образом, установив, что в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у ОАО "Российские железные дороги" доминирующего положения на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию локомотивов, при наличии лицензии у ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление" лицензии на право осуществления технического обслуживания и ремонта подвижного состава, а также исходя из наличия договорных отношений между ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Северокузбасское погрузочно-транспортное управление" на эксплуатацию и обслуживание железнодорожных путей необщего пользования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно установили, что данный спор не подлежит рассмотрению в рамках антимонопольного законодательства, а имеет гражданско-правовой характер и подлежит разрешению в судебном порядке.
Нарушений норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат взысканию с УФАС по Кемеровской области.
В силу части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдается судом первой инстанции, рассматривающим спор по существу.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13576/2006-5 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2007 г. N Ф04-368/2007(33564-А27-23)(33566-А27-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании