Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 мая 2007 г. N Ф04-2604/2007(33845-А03-6)
(извлечение)
Автономная некоммерческая организация "Культурно-развлекательный центр "Пасадена" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Барнаула (далее - налоговый орган), при участии в деле третьего лица - государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле (далее - ГУ УПФ в г. Барнауле) о признании недействительным решения от 03.07.2006 N 442/08-2-12 об отказе в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании налогового органа провести зачет 57850 руб. на обязательное пенсионное страхование в счет уплаты страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 31.01.2007 заявленные Организацией требования удовлетворены, признано недействительным решение налогового органа от 03.07.2006 N 442/08-2-12 об отказе в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 57850 руб. в счет уплаты страховых взносов зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии. Налоговый орган обязали произвести зачет суммы 57850 руб. в счет уплаты страховых взносов зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Организации.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ УПФ в г. Барнауле просит оставить без изменения решение арбитражного суда.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в результате неверного указания кода бюджетной классификации у Организации образовалась переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемого на страховую часть трудовой пенсии в сумме 57850 руб.
Налоговый орган письмом от 03.07.2006 N 442/08-2-12 отказал Организации в возврате ошибочно перечисленных страховых взносов, в связи с тем, что не определен орган, который должен производить зачеты (возвраты) излишне уплаченных страховых взносов.
Не согласившись с отказом в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов, Организация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленное требование Организации, принял законный и обоснованный судебный акт.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, довод налогового органа о том, что у налогового органа отсутствуют правовые основания для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.
Пунктами 4 и 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок проведения зачета.
В пункте 13 данной статьи определено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, арбитражным судом сделан обоснованный вывод, что обязанность по зачету излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
При указанных обстоятельствах, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного решения суда.
Налоговым органом при подаче кассационной жалобы не уплачена государственная пошлина. Учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины при совершении процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Барнаула подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 рублей.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.01.2007 по делу N А03-15777/2006-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Барнаула в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Арбитражному суду Алтайского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 мая 2007 г. N Ф04-2604/2007(33845-А03-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании