Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 мая 2007 г. N Ф04-2716/2007(33868-А46-15)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Центр кадастра и Технической Инвентаризации" (далее - ООО "Центр кадастра и Технической Инвентаризации", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене решения от 23.06.06 об отказе в аккредитации на выполнение работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства и об обязании принять решение об аккредитации общества на выполнение работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Решением от 26.10.2006 Арбитражного суда Омской области, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 05.02.2007 без изменения, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Считает, что суд, придя к выводам о том, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность осуществления технического учета и технической инвентаризации, а также хранение документов, сформированных по результатам инвентаризации хозяйственными обществами, и о том, что документы, образуемые в результате технической инвентаризации, относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации, являются федеральной собственностью, а поэтому могут храниться только в государственных или муниципальных организациях, не принял во внимание доводы общества о том, что у него имеется возможность ведения архива и возможность соблюдения требований по подготовке и хранению технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации, а также по предоставлению сведений об объектах капитального строительства, что подтверждается материалами дела.
Общество в кассационной жалобе указывает, что суд не обоснованно распространил действие положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации на осуществление технического учета и технической инвентаризации всех объектов строительства, так как помимо жилищного фонда имеется также фонд административных и производственных помещений, а положения о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства и положение об аккредитации никаких ограничений относительно формы собственности и организационно-правовой формы организаций, имеющих право осуществлять техническую инвентаризацию, не содержит. Таким образом, техническую инвентаризацию административных и производственных помещений могут осуществлять также и хозяйственные общества, то есть организации, основанные на частной форме собственности.
В кассационной жалобе общество ссылается на то, что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует федеральный закон, который бы отнес документы по техническому учету и технической инвентаризации к федеральной собственности, следовательно, оно имеет право по результатам технической инвентаризации создавать документы, формировать их в инвентарные дела и хранить документы.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления в суд не поступил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 22.05.05 ООО "Центр кадастра и Технической Инвентаризации" обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области с заявлением N 451 о выдаче свидетельства об аккредитации организации технической инвентаризации, приложив документы, подтверждающие правовые основания деятельности предприятия и наличие необходимой материально-технической обеспеченности в соответствии с требованиями п.п. 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 05.04.05 N 70.
23.06.06 по результатам рассмотрения заявления на заседании Комиссии по аккредитации организаций Технического учета и Технической инвентаризации объектов капитального строительства по Омской области обществу было отказано в аккредитации в связи с несоответствием общества требованиям вышеназванного Положения об аккредитации, а именно пункту 3.2.
Несогласие с указанными действиями Управления по отказу в аккредитации послужило основанием обществу для обращения с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд обеих инстанций, исходя из порядка аккредитации организаций технической инвентаризации, установленным Положением, разработанным на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477, пришел к выводу о том, что данным правовым актом не предусмотрена возможность осуществления технического учета и технической инвентаризации, а также хранение документов, сформированных по результатам инвентаризации, хозяйственными обществами. Вместе с тем, суд, ссылаясь на Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", устанавливающим круг организаций, в которых могут храниться архивные документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда, пришел к выводу о том, что таковыми организациями являются государственные и муниципальные организации; в организациях иных организационно-правовых форм хранение архивных документов, относящихся к государственной части Архивного фонда и являющихся федеральной собственностью, не предусмотрено.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Порядок аккредитации организаций технической инвентаризации, установлен Положением об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 19.10.2004 N 281, разработанным на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности".
Пунктом 2.1 Положения к организациям для их аккредитации на проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства установлены следующие требования: обеспечение организацией ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, наличие у организации специального оборудования, позволяющего осуществлять деятельность по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Для получения аккредитации организации технической инвентаризации Положение предполагает представление справки организации технической инвентаризации о материально-технической обеспеченности, справки о ведении (описи) архива, в том числе учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации, подтверждавшей ведение архива в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Из Положения следует, что одним из условий аккредитации является наличие отвечающего требованиям законодательства Российской Федерации архива.
В соответствии с пунктом 13 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам учета, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 5 этого же Федерального закона в состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фотодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
Согласно статье 18 Федерального закона "Об архивном деле" документы Архивного фонда Российской Федерации хранятся в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук; временно в государственных органах, государственных организациях, создаваемых им архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.
Из вышеизложенных норм следует, что круг организаций, в которых могут храниться архивные документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда, определен как государственные или муниципальные организации. В организациях иных организационно-правовых форм хранение архивных документов, относящихся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью, законодательными и иными нормативными актами не предусмотрено.
Нормой права, установленной статьей 4 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", к полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относится хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов, в том числе федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек, федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации.
К полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек.
Таким образом, данным нормативным актом не предусмотрены полномочия общества с ограниченной ответственностью по ведению архивного дела.
В соответствии со статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит, в том числе, из постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который в настоящий момент регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301.
Указанной статьей предусмотрено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию.
Таким образом, требования, предъявляемые к организациям технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, соответствие которых устанавливается Управлением Роснедвижимости при проведении аккредитации, направлены на реализацию государственной политики по защите конституционных прав на жилище, права собственности на имущество, в связи с чем вопрос об аккредитации должен рассматриваться не только исходя из норм Положения, но иных законодательных и нормативных актов.
Поскольку пункт 2.1 Положения устанавливает обязанность ведения архива не только в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, но и в соответствии с требованиями иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, то, суды правомерно применили нормы законов, регулирующих ведение архива, а также нормы законов, в соответствии с которыми можно сделать вывод, о том, что Управление обоснованно отказало в аккредитации обществу в качестве организации, осуществляющей техническую инвентаризацию объектов капитального строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.05 N 141 внесены изменения в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства градостроительной деятельности.
Данным Постановлением изменен подпункт "б" Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.04 N 477, который изложен в следующей редакции: "до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством".
Кассационная инстанция считает, что с учетом указанных изменений, не предполагается аккредитации негосударственных организаций в качестве организаций технической инвентаризации.
С учетом изложенного действия Управления по отказу обществу в аккредитации в качестве организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются правомерными, обоснованными и основанными на правильном применении норм права.
Довод кассационной жалобы о том, что в Российской Федерации в настоящее время отсутствует федеральный закон, который бы отнес документы по техническому учету и технической инвентаризации к федеральной собственности, следовательно, оно имеет право по результатам технической инвентаризации создавать документы, формировать их в инвентарные дела и хранить документы, кассационной инстанцией откланяется, как противоречащий вышеуказанным нормам права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.10.2006 Арбитражного суда Омской области и постановление апелляционной инстанции от 05.02.2007 по делу N А46-11152/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 мая 2007 г. N Ф04-2716/2007(33868-А46-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании