Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 мая 2007 г. N Ф04-2929/2007(34168-А45-41)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Энергия" (далее - МУП "Энергия", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее - Инспекция) от 26.06.2006 N 498 в части отказа МУП "Энергия" в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость за декабрь 2005 года в сумме 661483 рублей.
Решением арбитражного суда от 22.11.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанцией от 29.01.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт, отказав МУП "Энергия" в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, денежные средства, полученные из бюджета в счет компенсации предоставленных льгот отдельным категориям населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, выделяются не на компенсацию расходов поставщиков, а на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых этим поставщиком вышеуказанным категориям населения.
Ссылается на нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, приказ Минфина Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н, которым утверждены "Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Инспекция считает, что средства бюджета, полученные МУП "Энергия" как суммы выпадающих доходов, связанные с предоставлением отдельным потребителям льгот в соответствии с федеральным законодательством, законодательством органов государственной власти субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, включаются в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Энергия" просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители МУП "Энергия" поддержали доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки представленной Предприятием налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 года Инспекцией принято решение от 26.06.2006 N 498, в соответствии с которым МУП "Энергия" отказано в возмещении из бюджета НДС в сумме 661483 рублей.
Основанием для принятия обжалуемого решения послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщиком занижен НДС в сумме 661483 рублей в результате не включения в налоговую базу по НДС суммы денежных средств, перечисленных в качестве возмещения выпадающих доходов от предоставления льгот отдельным категориям населения.
Несогласие с вышеназванным решением налогового органа явилось основанием для обращения МУП "Энергия" с требованием в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворив требования Предприятия, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результата выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен в статьях 153-162 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия кассационной инстанции поддерживает выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, что получаемые Предприятием денежные средства из бюджета являются дотациями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных Предприятием убытков, возникших в результате предоставления населению электрической энергии по установленным государственным тарифам. Данные средства не связаны с оплатой реализованных услуг и не должны включаться в налогооблагаемую базу по НДС. Как указывалось, подпункт 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает определять налоговую базу исходя из фактических цен реализации товаров (работ, услуг).
Методическими рекомендациями по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, в п. 33.2 установлено, что суммы дотаций, предоставленных из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, не являются объектом налогообложения по указанному налогу.
Материалами дела установлено, что МУП "Энергия" является получателем бюджетных средств в виде дотаций на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством. В связи с чем правомерно не включало указанные средства в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Довод Инспекции, приведенный в кассационной жалобе, о том, что Приказом Минфина Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н с 01.01.2005 расходные обязательства по предоставлению отдельным потребителям льгот по жилищно-коммунальным услугам финансируются по статье 240 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям" как выпадающие доходы, а не убытки от применения льготных цен, судом кассационной инстанции не принимается.
Суд апелляционной инстанции правомерно сослался на "Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 N 114н, согласно которых на подстатью 241 статьи 240 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям" относятся расходы за счет средств бюджетов на предоставление субсидий и субвенций государственным и муниципальным организациям, в том числе возмещение убытков выпадающих доходов (по жилищно-коммунальному хозяйству транспортным организациям и др.).
Кроме того, суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что полученные МУП "Энергия" субсидии в возмещение убытков при реализации продукции по регулируемым ценам даже, если это согласно бюджетной классификации отнесено к "выпадающим доходам" в силу пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации не включается в налоговую базу для исчисления НДС так как налоговая база определяется по ценам реализации без учета субсидий.
Таким образом, судом исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим налоговым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, приняты законные и обоснованные судебные акты.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов арбитражного суда по данному делу, который всесторонне и полно исследовал все обстоятельства дела, и им дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащая правовая оценка. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 22.11.2006 и постановление апелляционной инстанции от 29.01.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15041/06-39/486 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2007 г. N Ф04-2929/2007(34168-А45-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании