Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 мая 2007 г. N Ф04-2488/2007(33636-А03-41)
(извлечение)
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Барнаула (далее - ГУ УПФ) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о взыскании с Частного образовательного Учреждения "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" (далее - ЧОУ "Школа Евстафьева", Образовательное учреждение) 199 093 рублей суммы страховых взносов за I полугодие 2006 года и пени на нее в размере 7 489 рублей 92 копеек.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ГУ УПФ в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило ходатайство о процессуальном правопреемстве и просит произвести замену ГУ УПФ на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края (далее - УПФ).
Заявленное ходатайство судом первой инстанции удовлетворено.
Решением арбитражного суда от 19.01.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЧОУ "Школа Евстафьева", полагая, что суд применил законодательство, не подлежащее применению, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, данные правоотношения истекают из трудовых обязательств работодателя, поскольку обязанность осуществлять обязательное социальное страхование закреплена в статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
ЧОУ "Школа Евстафьева" поясняет, что статья 20 Трудового кодекса Российской Федерации указывает на то, что по трудовым обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником, дополнительную ответственность несет собственник. Обстоятельства применения субсидиарной ответственности, изложенные в пункте 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, приведены ЧОУ "Школа Евстафьева" во взаимосвязи со статьями 20 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку именно о такой ответственности там идет речь (субсидиарная ответственность и есть дополнительная).
В отзыве на кассационную жалобу УПФ просит оставить судебный акт без изменения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, УПФ РФ в Октябрьском районе г. Барнаула установлена недоимка Образовательного учреждения по страховым взносам за I полугодие 2006 года в сумме 199 093 рублей, на которую УПФ на основании статьи 26 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" начислена пеня за период с 01.07.2006 по 14.11.2006 в сумме 7 489 рублей 92 копеек,
УПФ направило в адрес ЧОУ "Школа Евстафьева" требование от 18.08.2006 N 5/08 об уплате указанной недоимки и пени в добровольном порядке в срок до 28.08.2006.
Поскольку в установленный в требовании срок суммы в добровольном порядке Образовательным учреждением уплачены не были, УПФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
Материалами дела установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.03.2006 N 245 ЧОУ "Школа Евстафьева" зарегистрировано в качестве юридического лица 13.05.1992.
Судом установлено, что ЧОУ "Школа Евстафьева", учредителем которого является физическое лицо - Е., является негосударственным образовательным учреждением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 14 указанного Федерального закона ЧОУ "Школа Евстафьева", являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно статье 26 названного Закона неисполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние, по сравнению с установленными данным Федеральным законом, сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов,
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2005 года пункты 6, 7 статьи 41 вышеназванного Закона, которыми регламентировалось право негосударственных образовательных учреждений на государственное финансирование и устанавливались нормативы финансирования данных учреждений, были признаны утратившими силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункты 6, 7 статьи 41 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
Пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетным учреждением является организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Исходя из анализа данной нормы права, следует, что ЧОУ "Школа Евстафьева" не относится к числу бюджетных учреждений, а является только получателем бюджетных средств на основе утвержденной Управлением по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Октябрьского района г. Барнаула сметы на соответствующий финансовый год.
В связи с изложенным довод кассационной жалобы о том, что к участию в деле должен быть привлечен субсидиарный соответчик, судом отклоняется.
Ссылки Образовательного учреждения на трудовое и гражданское законодательство кассационная инстанция признает не обоснованными в силу части 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
При указанных обстоятельствах вывод суда о правомерности взыскания с ЧОУ "Школа Евстафьева" недоимки по страховым взносам и пени является правильным, соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах и подтверждается материалами дела.
Принимая во внимание, что ЧОУ "Школа Евстафьева" не представлены достоверные доказательства, опровергающие названные выводы арбитражного суда" а также не оспариваются суммы начисленной задолженности, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов,
Таким образом, судом исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим налоговым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, приняты законные и обоснованные судебные акты.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет,
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с ЧОУ "Школа Евстафьева" подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение жалобы в бюджет.
При принятии кассационной жалобы к производству ЧОУ "Школа Евстафьева" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.01.2007 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15100/06-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Частного образовательного Учреждения "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" государственную пошлину в размере 1 000 рублей в Федеральный бюджет.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2007 г. N Ф04-2488/2007(33636-А03-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании