Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 июня 2007 г. N Ф04-3856/2007(35100-А81-14)
(извлечение)
Антипаютинское потребительское общество (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган) о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 74 920 руб. и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2007 заявленные требования удовлетворены частично, суд обязал налоговый орган возвратить ошибочно уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 74920 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу просит отменить решение суда в части обязания налогового органа возвратить страховые взносы и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на отсутствие у налоговых органов полномочий на возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Отзыв на жалобу не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения арбитражного суда, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого судебного акта.
Как следует из материалов дела, установив ошибочную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на коды бюджетной классификации 1010611 и 1010621 вместе кодов 1010610 и 1010620, Антипаютинское потребительское общество обратилось в налоговый орган о зачислении страховых взносов по надлежащим кодам, а также неоднократно обращалось с заявлениями о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов.
В удовлетворении указанных заявлений налоговый орган отказал, сославшись на невозможность возврата данных денежных средств, являющихся собственностью Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учитывая данный отказ, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, обязав налоговый орган произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, принял законное решение.
В силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ установлено, что страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены.
Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, приведенному в приложении N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, вывод суда о том, что возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится налоговым органом, основан на правильном толковании норм права.
Довод заявителя жалобы о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленного статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, суд кассационной инстанции не принимает.
В пункте 13 настоящей статьи Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы подлежит взысканию с налогового органа на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с учетом ходатайства налогового органа об отсрочке уплаты госпошлины до окончания рассмотрения дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2007 по делу N А81-5167/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Арбитражному суду Ямало-Ненецкого автономного округа выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2007 г. N Ф04-3856/2007(35100-А81-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании