Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 июня 2007 г. N Ф04-3934/2007(35303-А27-26)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Шахта "Антоновская" (далее - ЗАО "Шахта "Антоновская", общество), город Новокузнецк, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области (далее - налоговый орган), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными действий налогового органа, выразившихся в оставлении без рассмотрения заявления о списании реструктуризированных сумм пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог и об обязании налогового органа произвести списание оставшейся части реструктуризированной задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 5 001 611 рублей 10 копеек.
Решением от 24.01.2007 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 29.03.2007 апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия налогового органа, выразившиеся в оставлении без рассмотрения заявления о списании реструктурированных сумм пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог как противоречащие Налоговому кодексу Российской Федерации и Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал налоговый орган произвести списание оставшейся реструктурированной задолженности по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 5 001 611 рублей 10 копеек.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автодорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по налогу на пользователей автодорог, утвержденный Постановлением Администрации Кемеровской области N 42 от 10.04.2002, указывает, что списание задолженности по пеням и штрафам по налогу на пользователей автодорог производится не налоговыми органами, а главным финансовым управлением Кемеровской области по представлению налоговых органов.
Ни один нормативный документ, регулирующий реструктуризацию задолженности по налогу на пользователей автодорог, не предусматривает обязанности налоговых органов самовольно списывать реструктурированную задолженность. Единственным органом, который обладает полномочиями на списание данной задолженности, является главное финансовое управление Кемеровской области.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Шахта "Антоновская" с доводами, изложенными в кассационной жалобе не согласно, считает вынесенные судебные акты законными и обоснованными, поскольку судом были выяснены все обстоятельства имеющие значение по делу, и применены нормы права, подлежащие применению.
Отмечает, что с учетом полномочий налогового органа, предусмотренных действующими нормами налогового и бюджетного законодательства, а именно пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к правильному выводу о возложении на налоговый орган обязанности по списанию суммы задолженности по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Заслушав в судебном заседании представителя общества, поддержавшего доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанции.
Материалами дела установлено, что на основании Постановления администрации Кемеровской области N 42 от 10.04.2002 "О проведении реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автодорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по налогу на пользователей автодорог" налоговым органом принято решение N 28 от 07.06.2002 о реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам по налогу на пользователей автодорог в отношении ЗАО "Шахта "Антоновская", которым обществу предоставлено право равномерной уплаты задолженности по налогу на пользователей автодорог по начисленным пеням и штрафам в сумме 10 061 000 рублей сроком на 10 лет до 01.07.2012.
16.10.2006 ЗАО "Шахта "Антоновская" обратилось в налоговый орган с заявлением N 224/4 о списании реструктурированных сумм пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог. Основанием для подачи указанного заявления послужило соблюдение обществом графика гашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам, а также полное и своевременное внесение текущих налоговых платежей в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации.
Налоговый орган письмом N 16-04-25/7088(8559) от 24.10.2006 оставил заявление общества без рассмотрения в связи с тем, что обществом расписан порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999.
Не согласившись с действиями налогового органа, выразившимися в отказе в списании задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог, ЗАО "Шахта "Антоновская" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций по делу без изменения, исходит из положений пункта 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и проверяет законность судебных актов по делу исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, и следующих норм права.
Так, пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет.
Суд, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установил, что решение налогового органа N 28 от 07.06.2002 принято в соответствии с Постановлением Администрации Кемеровской области "О проведении реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автодорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по налогу на пользователей автодорог" N 42 от 10.04.2002.
Суд так же установил выполнение налогоплательщиком всех условий, установленных пунктом 5 указанного Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности, в связи с чем пришел к правомерному выводу о возникновении права у общества на списание оставшейся части реструктуризированной задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Кроме этого, Администрацией Кемеровской области N 96 от 24.07.2002 принято постановление "Об отмене действия постановления Администрации Кемеровской области N 42 от 10.04.2002 "О проведении реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам по налогу на пользователей автомобильных дорог".
Судами первой и апелляционной инстанций проверялись доводы налогового органа о полномочиях на такое списание у Главного финансового управления администрации области, однако признаны неправомерными, поскольку эти полномочия отменены названным постановлением N 96 от 24.07.2002. Ранее возникшее у налогоплательщика право должно было быть рассмотрено в ином порядке.
Кассационная инстанция считает, что судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Главного финансового управления Кемеровской области полномочий на списание задолженности по пеням и налоговым санкциям по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Между тем судебные инстанции отметили, что отсутствие в настоящее время регламентированного порядка, сроков и способов списания задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог не может умалять право налогоплательщика на списание долга по пеням, выполнившего все необходимые для этого нормативно установленные условия.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции установив, что действия налогового органа по отказу в списании оставшейся части реструктурированной задолженности по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог не соответствует нормам Постановления Администрации Кемеровской области N 42 от 10.04.2002, принятого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999, нарушают права общества, руководствуясь пунктом 2 статьи 5, пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правомерно пришел к выводу об обязании налогового органа произвести списание оставшейся части реструктурированной задолженности по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 5 001 611 рублей 10 копеек.
Довод налогового органа о том, что ни один нормативный документ, регулирующий реструктуризацию задолженности по налогу на пользователей автодорог, не предусматривает обязанности налоговым органам самовольно списывать реструктурированную задолженность, судом кассационной инстанции не принимается исходя из характера настоящего спора.
Суд кассационной инстанции по изложенному пришел к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Исполнительный лист в соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 статьи 110, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.01.2007 и постановление от 29.03.2007 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18416/2006-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области госпошлину в размере 1 000 рублей в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июня 2007 г. N Ф04-3934/2007(35303-А27-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании