Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 июня 2007 г. N Ф04-4217/2007(35605-А27-14)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дорога" в лице филиала - Красноярской железной дороги (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 891143 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.01.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, правовые основания для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют; судом неправильно к спорным правоотношениям применены положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
В отзыве на жалобу и в судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы, просил судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что налоговый орган согласно уведомлению от 25.03.2004 N 328 сообщил ОАО "Российские железные дороги" о наличии переплаты по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 891143 руб.
Общество 11.04.2006 обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете имеющейся переплаты в счет задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с отказом налогового органа произвести указанный зачет по истечении трехгодичного срока со дня уплаты взносов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, обязав налоговый орган произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, принял законное решение.
В силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ установлено, что страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, приведенному в приложении N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, вывод суда о том, что возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится налоговым органом, основан на правильном толковании норм права.
Довод заявителя жалобы о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленного статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, суд кассационной инстанции не принимает, поскольку в пункте 13 настоящей статьи Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Вывод арбитражного суда о том, что пропуск срока, установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченных сумм налогов и пени, согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-О.
Как указано в данном Определении, срок исковой давности в данном случае исчисляется с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Арбитражным судом установлено, что обществу о факте имеющейся переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование стало известно при получении уведомления налогового органа от 25.03.2004 N 328 о наличии переплаты по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 891143 руб.
Поскольку налоговым органом не представлено доказательств получения обществом акта сверки по платежам по состоянию на 31.12.2001, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о соблюдении обществом срока для обращения в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов (28.11.2006).
При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие излишне уплаченных страховых взносов налоговый орган не оспаривал, арбитражный суд обоснованно обязал налоговый орган возвратить спорную сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Выводы суда, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для переоценки которых кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
В связи с тем, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области за рассмотрение кассационной жалобы подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.01.2007 и постановление от 13.04.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18257/2006-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2007 г. N Ф04-4217/2007(35605-А27-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании