Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 июля 2007 г. N Ф04-4415/2007(35774-А03-19)
(извлечение)
Предприниматель Р. обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Алтайскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным постановления от 25.12.2006 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 29.01.2007 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.03.2007 судебный акт первой инстанции отменен, принято новое решение об удовлетворении заявленных предпринимателем Р. требований.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению налогового органа, применение предпринимателем Р. бланков строгой отчетности является нарушением Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена проверка выполнения требований Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", по результатам которой на основании протокола об административном правонарушении от 18.12.2006 вынесено постановление от 25.12.2006 о привлечении предпринимателя Р. к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 руб., примененного в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для вынесения постановления послужил установленный проверкой факт осуществления предпринимателем Р. денежных расчетов за оказание услуг по заполнению налоговой декларации без применения контрольно-кассовой машины, с выдачей квитанции N 000011 серии ДМ.
Не согласившись с выводами инспекции, предприниматель Р. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.12.2006.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции, пришел к выводу, что предприниматель Р. не имеет права осуществлять денежные расчеты за оказание бухгалтерских услуг без применения контрольно-кассовой машины.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 следует, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с этим Положением, но не позднее 01.09.2007.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Поскольку предприниматель Р. осуществлял денежные расчеты за оказание услуг по заполнению налоговой декларации с выдачей бланков строгой отчетности, содержащих все необходимые реквизиты, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерном привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 14.03.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-210/2007-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность предпринимателей за продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг без применения в установленных законом случаях ККМ.
Предприниматель полагает, что необоснованно привлечен к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ за неприменение ККМ, т.к. при осуществлении наличных денежных расчетов за оказанные им услуги он выдавал клиентам бланки строго отчетности, содержащие все необходимые реквизиты.
Проанализировав материалы дела, суд указал, что в действиях предпринимателя отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт" предприниматели в соответствии с порядком, определяемом Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности с соответствии с этим Положением, но не позднее 01.09.2007 г.
Пленум ВАС РФ в п.4 Постановления от 31.07.2003 N 16 указано, что использование предпринимателем приравниваемых к чекам бланков строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином РФ, не является основанием для привлечения его к ответственности за неприменение ККМ.
Предприниматель осуществлял денежные расчеты за оказанные услуги с выдачей бланков строгой отчетности, поэтому он не подлежит ответственности по ст.14.5 КоАП РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июля 2007 г. N Ф04-4415/2007(35774-А03-19)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании