Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 июля 2007 г. N Ф04-4447/2007(35968-А27-26)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району города Новосибирска (далее - налоговый орган города Новосибирска) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - налоговый орган города Кемерово) о признании недействительной государственной регистрации, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), изменения в сведения о юридическом лице - обществе с ограниченной ответственностью "Новосиб", (далее - ООО "Новосиб", общество) в связи изменением места нахождения общества.
Заявленные требования мотивированы тем, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Новосиб", не соответствует статьям 5, 8, 12, 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ и статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, Считает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий (бездействий) государственного органа (а именно, принятия решения налогового органа города Кемерово о внесении изменений в сведения о юридическом лице).
Решением от 28.02.2007 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных, необходимых для государственной регистрации, документов. Кроме того, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Суд также отметил, что оспариваемое решение не нарушает законных интересов третьих лиц, а равно каких-либо публичных интересов.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган города Новосибирска просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Податель кассационной жалобы считает, что заявленные требования являются правомерными, поскольку ООО "Новосиб" в нарушение статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ указало в заявлении сведения о несуществующем месте своего нахождения. Это подтверждается актом N 413 от 20.12.2006, согласно которому ООО "Новосиб" по указанному адресу не находилось и не находится.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Новосиб", заявитель суду не представил. Отмечает, что налоговым органом города Новосибирска не заявлялось требование о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа города Кемерово при проведении государственной регистрации, а было фактически заявлено требование о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, в силу заведомой ложности сведений, содержащихся в них.
Кроме того, считает, что регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, которые являются недостоверными, существенно нарушают права налоговых органов.
Отзывы на кассационную жалобу от инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово, общества с ограниченной ответственностью "Новосиб" в суд не поступили.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу, об оставлении состоявшегося по делу решения суда без изменения.
Материалами дела установлено, что 14.03.2005 налоговым органом города Кемерово в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены изменения в сведения о юридическом лице ООО "Новосиб", зарегистрированном 26.09.2002, за основным государственным регистрационным номером 1024200692482.
14.03.2005 на основании представленных в регистрирующий орган документов налоговым органом города Кемерово принято решение N 1349 от 14.03.2005 о государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица - ООО "Торговый дом "Токем" (новое наименование - ООО "Новосиб").
Как следует из записи новое место нахождение ООО "Новосиб" зарегистрировано по адресу: 630049, город Новосибирск, проспект Красный, 157/1.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрационное дело ООО "Новосиб" 16.03.2006 было передано налоговым органом города Кемерово в налоговый орган город Новосибирска, Однако при проведении проверки налоговым органом города Новосибирска было установлено, что ООО "Новосиб" по указанному в учредительных документах новому адресу не находилось и не находится, о чём составлен акт N 413 от 20.12.2006.
Заявитель, считая государственную регистрацию внесенных в ЕГРЮЛ, изменений в сведения о юридическом лице ООО "Новосиб" недействительной, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции по делу без изменения, исходит из следующего.
На основании подпункта 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из указанных норм права следует, что налоговые органы имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговый органы вправе обращаться в арбитражные суды с иском о признании недействительной регистрации юридического лица, по основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо два обязательных условия:
а) не соответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону и ли иному нормативному правовому акту;
б) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействия) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ от 08.08.2001) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации регулируется статьей 23 указанного Закона, на основании пункта 1 которой отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что ООО "Торговый дом "Токем" новое наименование (ООО "Новосиб"), было подано заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и полный перечень документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ, с указанием места нахождения юридического лица; 630049, город Новосибирск, Красный проспект, 157/1.
14.03.2005 инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на основании указанного заявления и приложенных к нему документов, правомерно были внесены изменения в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением в учредительные документы, в том, числе, в связи с переменой места нахождения юридического лица ООО "Новосиб".
Вместе с тем, суд указал на то, что отсутствие в период проверки ООО "Новосиб" по адресу: 630049, город Новосибирск, Красный проспект, 157/1, не может служить доказательством того, что на момент подачи документов о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, им были представлены недостоверные сведения о месте его нахождения. Исследуя представленный в качестве доказательства акт N 413 от 20.12.2006, суд пришел к выводу о том, что указанные в нем обстоятельства отсутствия реклам и вывесок, не содержат документального подтверждения отсутствия общества по указанному адресу.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции исходя из непредставления заявителем доказательств наличия неправомерных действий регулирующего органа при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы, не приводит каких либо норм права, обязывающих регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений. Данные сведения носят заявительный характер, и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Ответственность должностных лиц юридического лица за представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию, предусмотрена и статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Что касается регистрирующего органа" то за нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом N 129-ФЗ, ответственность в соответствии со статьей 24 данного Закона несут должностные лица этих органов, а регистрирующий орган возмещает причиненный указанным нарушением ущерб, допущенный по его вине.
Исходя, из изложенных норм права следует, что право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, у налоговых органов имеется, однако надлежащим ответчиком по такому спору должен выступать заявитель, в данном случае - юридическое лицо, обращающееся в регистрирующий орган. В противном случае налоговый орган должен представить доказательства, свидетельствующие о неправомерном действии регистрирующего органа, а также обосновать экономический характер спора, возникшего между двумя налоговыми органами.
Заявителем при рассмотрении данного дела таких доказательств не представлено.
Довод налогового органа о том, что регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, которые являются недостоверными, существенно нарушают права налоговых органов, судом кассационной инстанцией отклоняется, как необоснованный.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.02.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N A27-504/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июля 2007 г. N Ф04-4447/2007(35968-А27-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании