Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 июля 2007 г. N Ф04-4444/2007(35936-А46-6)
(извлечение)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный технический университет" (далее - Университет) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению федерального казначейства по Омской области (далее - УФК по Омской области), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении платежного поручения N 3885 от 23.06.2006 на приобретение векселей, а также обязании УФК по Омской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Университета путем исполнения указанного платежного поручения в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Решением от 12.10.2006 Арбитражного суда Омской области заявленные Университетом требования удовлетворены, признано незаконным бездействие УФК по Омской области, выразившееся в неисполнении платежного поручения N 3885 от 23.06.2006 на приобретение векселей. УФК по Омской области обязали устранить допущенное нарушение интересов Университета в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, изложив в его резолютивной части указание на обязанность УФК по Омской области устранить нарушения, в следующей редакции: УФК по Омской области устранить нарушения прав и законных интересов Университета путем исполнения его платежного поручения N 3885 от 23.06.2006 на приобретение векселей в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента представления платежного поручения заявителем.
В кассационной жалобе УФК по Омской области просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права и по неполно выясненным, имеющим значение для рассмотрения дела обстоятельствам, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Университета.
В отзыве на кассационную жалобу Университет просит оставить без изменения судебные акты.
В судебном заседании представитель Университета поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Университетом направлено платежное поручение N 3885 от 23.06.2006 на сумму 5000000 руб. на оплату приобретенного по договору купли-продажи N 01 от 22.06.2006 векселя ОАО "Омск-Банк".
Платежное поручение 3885 от 23.06.2006 возвращено УФК по Омской области без исполнения. Письмом N 03-28/1761 от 22.06.2006 УФК по Омской области разъяснило, что в соответствии с письмом Федерального казначейства от 11.10.2005 N 42-7.1-01/2.6-249 государственные образовательные учреждения могут получать дополнительные доходы от осуществления операций с ранее приобретенными ценными бумагами, но не вправе приобретать новые; в разрешениях на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, выданных Федеральным агентством по образованию в адрес высших учебных заведений, предусмотрены доходы от приобретения ценных бумаг, но не предусмотрены расходы на их приобретение.
Также УФК по Омской области указало, что в приложении к Приказу Федерального агентства по образованию от 12.01.2006 N 4 "Об утверждении порядка составления, утверждения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и внесения в них изменений на 2006 год" отсутствует код классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации для приобретения векселей 07308020200010000520 "Увеличение прочих остатков средств федерального бюджета, временно размещенных в ценные бумаги".
Не согласившись с действиями УФК по Омской области Университет обратился в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные Университетом требования, принял по существу правильное решение.
В соответствии с пунктом 57 Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2002 N 142н (далее - Инструкция) орган федерального казначейства отказывает в приеме платежного документа, если: форма платежного документа, подписи или надписи на документе будут признаны им не соответствующими образцам; образцам показатели бюджетной классификации Российской Федерации, указанные в платежном документе, не соответствуют проводимой операции; суммы, указанные в расчетно-денежном документе получателя средств на осуществление кассового расхода, превышают остаток отраженных на его лицевом счете получателя средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования; получателем средств нарушены требования, установленные пунктом настоящей Инструкции; приостановлены в установленном порядке операции на лицевом счете получателя средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную их уставом.
Приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним в силу пункта 2 статьи 47 Закона N 3266-1 относится к предпринимательской деятельности образовательного учреждения. Право на приобретение Университетом за счет средств, находящихся в самостоятельном распоряжении, акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним предусмотрено пунктом 8.13.6 устава.
На момент вынесения решения судом действовал пункт 7 статьи 39 Закона N 3266-1, в соответствии с которым, образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников.
В соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Из пункта 4 статьи 254 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что средства от предпринимательской деятельности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Университет имеет лицевой счет получателя средств федерального бюджета в УФК по Омской области, на котором отражаются доходы от предпринимательской деятельности.
Таким образом, судом сделан правильный вывод, что регламентированная Бюджетным кодексом Российской Федерации процедура расходования бюджетных средств, включающая утверждение лимитов бюджетных обязательств к внебюджетным средствам неприменима.
Также обоснованно арбитражный суд счел несостоятельным довод УФК по Омской области, что разрешением N 0732068998 от 30.03.2005 Федерального агентства по образованию предусмотрены только доходы от приобретения ценных бумаг, но не предусмотрены расходы на их приобретение.
Суд сделал правильный вывод, что данное разрешение не содержит исчерпывающего перечня расходов заявителя, производимых за счет внебюджетных средств. Пунктом 1 разрешения установлено, что доходы, получаемые находящимися в ведении Федерального агентства по образованию образовательными учреждениями, их структурными подразделениями и территориально обособленными подразделениями от приобретения акций, облигаций и иных ценных бумаг (дивиденды, проценты) используются на расходы, входящие в состав статей и подстатей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации: "Оплата труда и начисления на оплату труда", "Приобретение услуг", "Социальное обеспечение", "Прочие расходы", "Увеличение стоимости основных средств", "Увеличение стоимости нематериальных активов", "Увеличение стоимости материальных запасов", а также других статей и подстатей экономической классификации в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в установленном порядке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в смете доходов и расходов на 2006 год по средствам, полученным от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности, Университетом предусмотрены расходы по коду классификации источников внутреннего финансирования 07300000000000000520 "Увеличение остатков средств финансового резерва федерального бюджета, размещенных в ценные бумаги". Указанная смета составлена по форме, установленной приложением к Приказу Федерального агентства по образованию от 12.01.2006 N 4 "Об утверждении Порядка составления, утверждения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и внесения в них изменений на 2006 год" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 9 Порядка расходы в смете доходов и расходов распределяются в структуре показателей экономической классификации расход бюджетов Российской Федерации, предусмотренных разрешением, без отнесения расходов к конкретным источникам образования средств.
Согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной и муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления и иной деятельности.
Следовательно, судом сделан правильный вывод, что федеральное законодательство не содержит запрета на осуществление образовательным учреждением предпринимательской деятельности путем приобретения ценных бумаг и получения по ним дивидендов.
Ссылка УФК по Омской области на письмо Федерального казначейства от 11.10.2005 N 42 обоснованно отклонена арбитражным судом.
Пунктом 1 Порядка установлено, что средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются средствами, полученными учреждениями из внебюджетных источников, образование и расходование которых определено законодательными актами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, а в отдельных случаях нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, настоящим Порядком и учредительными документами (уставами) учреждений.
В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Таким образом, письмо Федерального казначейства не относится к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем изложенные в нем рекомендации обоснованно не учтены судом при рассмотрении настоящего спора.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебных актов арбитражного суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 12.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 26.03.2007 по делу N A46-10283/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июля 2007 г. N Ф04-4444/2007(35936-А46-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании