Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 июля 2007 г. N Ф04-3866/2007(35250-А45-29)
(извлечение)
Государственное унитарное предприятие Новосибирской области "Управление капитального строительства" (далее по тексту предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным приказа N 136 от 26.05.2006 Управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области (далее по тексту управление финансов) и взыскании денежных средств сумме 191 252,95 руб., списанных в бесспорном порядке.
К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, открытое акционерное общество "НСКБ Левобережный". Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Новосибирской области.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что предприятие не является получателем бюджетных средств и отсутствует нецелевое использование бюджетных средств.
Решением от 01.03.2007 Арбитражного суда Новосибирской области требования предприятия оставлены без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы считает, что суд дал ненадлежащую оценку материалам дела, не дал правовую квалификацию отношениям между предприятием и управлением финансов, необоснованно посчитал полученные предприятием денежные средства федеральными, так как неправильно применил нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу от заинтересованного лица и третьих лиц к началу рассмотрения дела не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Управлением финансов и налоговой политики Новосибирской области проведена проверка целевого использование предприятием бюджетных средств, результаты которой изложены в акте N ЛГ 09-14-ОХ-01 от 13.04.2006.
На основании акта проверки 26.05.2006 управлением финансов вынесен приказ N 136 о взыскании в бесспорном порядке с предприятия 191 252.95 руб.
Считая приказ N 136 от 26.05.2006 незаконным и незаконным взыскание денежных средств в сумме 191 252,95 руб., предприятие обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что факт нецелевого использования федеральных бюджетных средств предприятием подтверждается материалами дела, а доводы предприятия, изложенные в заявлении являются несостоятельными.
Вместе с тем, решение арбитражного суда нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в частности, на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, означающем, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (статья 38 БК РФ).
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Федеральное агентство по физической культуре и спорту, главный распорядитель средств, 15.04.2005 заключило с администрацией Новосибирской области, получателем бюджетных средств, государственный контракт N 64.
В соответствии с пунктами 2.2.6, 2.2.7 государственного контракта N 64 от 15.04.2005 получатель бюджетных средств обеспечивает целевое и эффективное использование государственных капитальных вложений. Несет ответственность за целевое использование средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год".
Отклоняя доводы предприятия о том, что оно не является получателем федеральных бюджетных средств, арбитражный суд не дал оценки государственному контракту и не установил порядок финансирования строительства, не выяснил на основании какого документа и каким образом выделялись средства администрацией Новосибирской области предприятию.
Не дана оценка и доводам предприятия о том, что приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству N 36 от 15.02.2005 "О нормативах затрат на содержание службы заказчика-застройщика при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета на 2005 год" не является нормативным правовым актом, а носит лишь рекомендательный характер, а также не дана оценка доводам управления о том, что полученные из федерального бюджета денежные средства на основании статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются средствами бюджета области.
Установление данных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения спора.
Для правильного разрешения возникших между администрацией Новосибирской области и предприятием взаимоотношений по расходованию бюджетных средств, необходимо привлечь для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Новосибирской области.
При новом рассмотрении дела, арбитражному суду следует учесть замечания, изложенные в постановлении, рассмотреть все доводы управления, оценить имеющиеся в деле доказательства в их совокупности.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.03.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-14440/2006-39/510 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июля 2007 г. N Ф04-3866/2007(35250-А45-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании