Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 июля 2007 г. N Ф04-4638/2007(36161-А75-12)
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2007 г.
Открытое акционерное общество "Тюменская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Тюменская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к открытому акционерному обществу "Югорская территориальная энергетическая компания" (далее - ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания") о взыскании 2147708 руб. 69 коп. задолженности за поставленную в сентябре, октябре 2006 года электрическую энергию и 243399 руб. 42 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 11 октября по 15 декабря 2006 года.
Исковые требования мотивированы тем, что поскольку Правительство Российской Федерации Постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила розничных рынков электрической энергии), которыми установлен порядок ценообразования и которые применяются к публичным договорам, то ответчик должен оплатить электрическую энергию истцу по нерегулируемым тарифам.
Решением от 22.03.2007 первой инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.05.2007, иск удовлетворен в полном объеме. Суд посчитал применимым Правила розничных рынков электрической энергии к правоотношениям сторон, поскольку в силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Обжалуя принятые судебные акты, ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания" просит в кассационной жалобе их отменить, производство по делу прекратить. По мнению заявителя жалобы, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат нормам материального права. Судом не учтено, что по условиям договора не требуется соглашение сторон только в случае изменения тарифов органом исполнительной власти. Поскольку пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что новые правила, установленные законом, применяются сторонами, если они распространяются на их правоотношения, а Правила розничных рынков электрической энергии не являются законом, суд необоснованно посчитал правильным применение их истцом при исчислении стоимости энергии. В то же время сторонами условия договора энергоснабжения не изменялись. Судом не дана оценка доводу ответчика о несоответствии Правил розничных рынков электрической энергии нормам Федеральных законов "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период формирования и о внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и "О государственной регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Судом также не принято во внимание то обстоятельство, что до внесения изменений в бюджет соответствующего уровня у энергоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления бюджетным учреждениям к оплате счетов-фактур с учетом нерегулируемых цен. Поэтому выставление счетов за электроэнергию по нерегулируемым ценам ставит в безвыходное положение ответчика по отношению к бюджетным организациям.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Тюменская энергосбытовая компания", возражая против доводов ответчика ввиду их несостоятельности, просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания" поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" высказался против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" (продавцом) и ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания" (покупателем) был заключен договор купли-продажи электрической энергии от 12.12.2005 N 11/26.
В соответствии с названным договором продавец обязался продать покупателю электрическую энергию, поданную через сеть открытого акционерного общества "Тюменьэнерго" в точки поставки, а покупатель принять и оплатить ее в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
По условиям пункта 5.1 договора установлена его ориентировочная цена на 2006 год, которая рассчитана исходя из тарифов на электроэнергию, действующих на момент заключения договора и заявленных покупателем договорных величин.
Тарифы на электрическую энергию, подлежащие применению сторонами для расчетов по настоящему договору, устанавливаются региональным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Изменение региональным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в течение действия договора фиксированных тарифов на электрическую энергию не требует переоформления сторонами договора или подписания дополнительных соглашений. В этом случае тарифы применяются сторонами с момента, установленного регулирующим органом.
Истец, считая, что полностью исполнил возложенные на него обязательства и имеет право требования дифференцированной оплаты поставленной энергии на основании Правил розничных рынков электрической энергии, предъявил настоящий иск.
Разрешая спор, суд установил, данное обстоятельство подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что в сентябре 2006 года ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" поставило ответчику электроэнергию в количестве 150866668 кВтч, а в октябре 2006 года - 192587290 кВтч.
Согласно расчетам ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" по регулируемым ценам ответчик за сентябрь 2006 года должен был уплатить истцу 50051055 руб. 71 коп., по нерегулируемым - 1211285 руб. 37 коп., за октябрь 2006 года - по регулируемым ценам 6278001 руб. 23 коп., по нерегулируемым ценам - 3203636 руб. 78 коп.
В связи с тем, что ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания" произвело только частичную оплату, долг ответчика за сентябрь 2006 года составил 703903 руб. 30 коп., за октябрь 2006 года - 1443805 руб. 39 коп., всего 2147708 руб. 69 коп.
В силу статьи 539, пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации договором энергоснабжения признается отдельный вид договора купли-продажи, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Следовательно, к вышеупомянутому договору применяются правила § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня тарифов.
Большая роль в деле государственного регулирования тарифов отводится Правительству Российской Федерации, которое в соответствии с вышеназванным Федеральным законом (статья 5), а также Федеральным законом "Об электроэнергетике" (статья 21) и Федеральным законом "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период формирования и о внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (статья 6) устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе, устанавливает предельные объемы электрической энергии, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии; утверждает правила функционирования оптового рынка и розничных рынков до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики; устанавливает критерии определения производителей электрической энергии, имеющих право на ее продажу по нерегулируемым ценам.
Договор энергоснабжения является публичным договором, в связи с чем к нему применимы правила, предусмотренные статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пунктам 4, 5 которой в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 4 настоящей статьи, ничтожны.
В период действия договора купли-продажи электрической энергии от 12.12.2005 N 11/26 Правительством Российской Федерации Постановлением от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков. Пунктом 4 Правил функционирования розничных рынков определено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления.
Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.
Поскольку законодательством об электроэнергетике предусмотрено государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, Правительство Российской Федерации, относящееся к государственным органам, является полномочным органом в области регулирования цен на электрическую энергию и участники публичного договора - договора энергоснабжения обязаны соблюдать правила, установленные компетентным органом, то суд сделал обоснованный вывод о правильном применении истцом дифференцированных цен на энергию (регулируемых и нерегулируемых цен).
Суд кассационной инстанции не принимает во внимание довод заявителя жалобы о том, что судом не дана оценка Правилам розничных рынков электрической энергии на предмет их соответствия действующему законодательству, так как они являются нормативным правовым актом и могут быть оспорены в суде в соответствии с нормами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования ОАО "Тюменская энергосбытовая компания".
Таким образом, обжалуемые решение первой и постановление апелляционной инстанций суда соответствуют нормам материального права, содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, тогда как доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не выявлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с тем, что ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания" произвело оплату государственной пошлины по кассационной жалобе по ненадлежащим реквизитам, суд кассационной инстанции взыскивает с заявителя государственную пошлину на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 22.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 10.05.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-583/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Ханты-Мансийского автономного округа выдать взыскателю исполнительный лист.
Выдать ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1000 руб., перечисленной за кассационную жалобу по платежному поручению от 22.05.2007 N 01649.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2007 г. N Ф04-4638/2007(36161-А75-12)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании