Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 июля 2007 г. N Ф04-7323/2006(36301-А03-25)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 октября 2006 г. N Ф04-7323/2006(28057-А03-25)
Открытое акционерное общество "Алтайэнерго" (далее - налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю, г. Рубцовск (далее- налоговый орган) о признании недействительными решений от 16.02.2006 NN 235, 236, 237, 238 о зачете излишне уплаченного единого социального налога в счет уплаты пени по этому же налогу.
Решением арбитражного суда от 27.02.2007 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.04.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит указанные судебные акты, как принятые с неправильным применением положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации отменить. Считает оспариваемые налогоплательщиком решения налогового органа законными и обоснованными.
Общество просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемых налоговым органом судебных актов.
Как видно из материалов дела, 16.02.2006 г. налоговым органом вынесены решения NN 235, 236, 237, 238 о зачете излишне уплаченного единого социального налога (далее - ЕСН) в счет уплаты пени по этому же налогу в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Несогласие с указанными действиями и решениями налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решения налогового органа недействительными, арбитражный суд исходил из нарушений налоговым органом в данном случае положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным видам налога, погашению недоимки либо возврату налогоплательщику.
В силу пункта 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с пунктом 5 названной нормы по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Таким образом, налоговый орган вправе направить суммы излишне уплаченного налога на уплату пени только в случае волеизъявления на это налогоплательщика. Правом самостоятельного проведения зачета излишне уплаченного налога налоговый орган наделен лишь в случае погашения недоимки по налогам.
Учитывая, что согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, то задолженность по пени не может быть признана недоимкой.
Как установлено арбитражным судом, в данном случае общество платежными поручениями от 15.11.2005 NN 9035, 9038, 9039, 9040, от 12.12.2005 N 10070, от 23.12.2005 N 10587, от 13.01.2006 N 61 перечисляло авансовые платежи по ЕСН, зачисляемому соответственно в Федеральный бюджет ПФ России, в ФСС, в ФФОМС, ТФОМС за октябрь 2005 г., авансовый платеж за декабрь 2005 г. в счет оплаты ЕСН в общей сумме 791 606 руб. Оспариваемыми заявителем решениями налоговым органом самостоятельно, в нарушение пункта 4, 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации был произведен зачет в части суммы 745 264,65 руб. в счет уплаты пени по ЕСН.
Кроме того, как отмечено судом, налоговым органом не представлено доказательств излишне уплаченного ЕСН, наличия у общества задолженности по пени по названному налогу за какой-либо период, и указанные обстоятельства налоговым органом в кассационной жалобе не оспариваются.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных выше норм налогового законодательства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.02.2007 Арбитражного суда Алтайского края и постановление апелляционной инстанции от 26.04.2007 по делу N А03-С18-6402/2006-18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 рублей (четыре тысячи рублей).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.5 ст.78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
ИФНС произвела зачет излишне уплаченного ЕСН в счет уплаты пени по этому же налогу в соответствии с п.5, 6 ст.78 НК РФ.
Организация обратилась в суд с требованием признать указанные действия ИФНС незаконными.
Признавая действия ИФНС незаконными, суд указал, что п.4 ст.78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога производится на основании письменного заявления налогоплательщика.
Таким образом, налоговый орган вправе направить суммы излишне уплаченного налога на уплату пени только в случае волеизъявления на это налогоплательщика. Правом самостоятельного проведения зачета излишне уплаченного налога налоговый орган наделен лишь в случае погашения недоимки по налогам.
Согласно ст.11 НК РФ недоимкой признается сумма налога или сбора, неуплаченная в установленный законодательством срок, поэтому задолженность по уплате пени не может быть признана недоимкой, и направлять суммы переплаты на погашение задолженности по уплате пени налоговый орган невправе.
Недоимки по налогам у налогоплательщика не было.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2007 г. N Ф04-7323/2006(36301-А03-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании