Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 июля 2007 г. N Ф04-4641/2007(36181-А45-13)
(извлечение)
Прокурор Новосибирской области обратился с иском к Управлению ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии г. Новосибирска, обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Манты" о признании недействительным договора N 506 о проведении ветеринарно-санитарных мероприятий, ветеринарно-санитарной оценки (ветеринарно-санитарной экспертизы) продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, кормов, кормовых добавок на предприятиях торговли и общественного питания и обучения их должностных лиц требованиям ветеринарно-санитарных правил от 01.01.2006 г. между Управлением ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии г. Новосибирска и обществом с ограниченной ответственностью "Манты".
В обоснование иска прокурор сослался на то, что проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения в силу статьи 21 Федерального закона "О ветеринарии" относится к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ветеринарных служб. Управление ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии города Новосибирска, по мнению прокурора, является структурным подразделением мэрии города Новосибирска - исполнительного органа местного самоуправления, в связи с чем не относится к органам государственного контроля и надзора и не вправе заключать с юридическими лицами и предпринимателями договоры на проведение ветеринарно-санитарных экспертиз продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, иных мероприятий ветеринарно-санитарного контроля.
Решением от 09.11.2006 (судья: А.) исковые требования были удовлетворены. Суд посчитал, что Управление ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии города Новосибирска является органом местного самоуправления, в компетенцию которого не входит проведение ветеринарно-санитарных мероприятий и заключение соответствующих договоров на их проведение.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2007 решение отменено, в удовлетворении иска отказано. Апелляционная инстанция пришла к выводу, что Управление ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии г. Новосибирска, являясь самостоятельным юридическим лицом, входит в систему государственного ветеринарного надзора Российской Федерации и вправе заключать соответствующие сделки.
Прокуратура не согласна с постановлением суда. Считает, что выводы суда не основаны на нормах материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ссылается на то, что полномочиями по решению вопросов в области ветеринарии наделены только Российская Федерация и ее субъекты.
Судом оставлено без внимания то обстоятельство, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, соответственно, не вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти, за исключением полномочий, переданных им в установленном законом порядке.
Просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Управление ветеринарии постановление суда находит законным и обоснованным.
Изучив материалы дела и рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ответчиками заключен договор от 01.01.2006 о проведении ветеринарно-санитарных мероприятий, согласно которому управлением ветеринарии проводится:
- обучение должностных лиц общества требованиям ветеринарно-санитарных правил;
- ветеринарно-санитарные мероприятия в обществе;
- ветеринарно-санитарная оценка (ветсанэкспертиза) продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, кормов, кормовых добавок для домашних животных, птиц, поступающих в общество.
Согласно статье 21 Закона о ветеринарии проведение санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и добавок растительного происхождения и продукции растительного я непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции.
Статьей 3 Закона о ветеринарии к полномочиям субъектов РФ в области ветеринарии относится защита населения от болезней общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Указанная защита предусматривает и вопросы организации и проведения ветеринарно-санитарных экспертиз.
Органами государственного ветеринарного надзора в силу пункта 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе управления ветеринарии в составе администраций районов и городов.
Вопросы деятельности Государственной ветеринарной службы РФ отнесены к исключительному ведению Российской Федерации. С учетом изложенного, а также положений устава Управления ветеринарии обоснованным является вывод апелляционной инстанции о том, что Управление ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией мэрии города Новосибирска является самостоятельным юридическим лицом, входящим в систему государственного ветеринарного надзора Российской Федерации. Нахождение Управления ветеринарии в структуре департамента мэрии г. Новосибирска не влияло на статус данного органа и не свидетельствовало о том, что управление относилось к исполнительному органу местного самоуправления и выполняло его функции.
Правомерность заключения таких договоров управлениями государственной ветеринарной службы (в том числе районными и городскими) подтверждена письмом заместителя руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и заместителя директора департамента отраслевого Министерства сельского хозяйства N 19-5-1/25 от 26.01.2006.
С учетом изложенного постановление суда принято с учетом действовавшего законодательства, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
постановление апелляционной инстанции от 10.04.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12485/2006-42/300 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июля 2007 г. N Ф04-4641/2007(36181-А45-13)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании