Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 июля 2007 г. N Ф04-4820/2007(36342-А03-41)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Бийский кожевенный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (Далее - Инспекция) от 19.09.2006 N 13-32-139/46 в части отказа в возмещении НДС в сумме 264813 рублей и обязать Инспекцию возместить Обществу 264813 рублей путем перечисления указанной суммы на расчетный счет Общества.
Решением арбитражного суда от 23.04.2007 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, счета-фактуры поставщика ООО "Легпромснаб" составлены с нарушением требований пунктов 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно подписаны не установленным лицом.
Инспекция считает, что в материалах дела содержатся доказательства того, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности.
Указывает на то, что у Инспекции имеется письмо УФНС по Алтайскому краю от 27.07.2006 N 12-24/2821дсп@# о том, что Ф., от имени которого подписаны счета-фактуры, по настоящее время находится в местах лишения свободы.
Налоговый орган полагает, что в момент заключения договора у Общества была возможность установить личность директора контрагента, что им не было сделано. Тем самым Общество взяло на себя риск негативных последствий в виде отказа в возмещении НДС.
Отзыв на кассационную жалобу в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществом не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебного акта арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки представленной Обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за май 2006 года Инспекцией принято решение от 19.09.2006 N 13-32-139/46, в соответствии с которым Обществу возмещен НДС в сумме 110906 рублей и отказано в возмещении НДС в размере 264813 рублей.
Несогласие с вышеназванным решением налогового органа послужило основанием для обращения Общества с требованием в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворив требования Общества, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по правилам статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. При этом пункт 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные для оформления счетов-фактур требования, несоблюдение которых является основанием для отказа в предоставлении вычета по налогу на добавленную стоимость.
Пунктом 6 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Таким образом, из системного анализа статей 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик имеет право на осуществление налогового вычета (возмещение) налога на добавленную стоимость при одновременном существовании следующих условий:
1. наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с императивными требованиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. наличие документов, подтверждающих оплату поставленного товара (оказанной работы, услуги).
3. принятие товара (работ, услуг) к своему учету на основе первичных документов.
Общество документально подтвердило имеющимися в материалах дела договором купли-продажи, книгой покупок, счетами-фактурами, товарными накладными, платежными поручениями обоснованность заявленных налоговых вычетов по НДС.
Довод Инспекции о том, что подписи на счетах-фактурах выполнены не Ф., а другим лицом, суд обоснованно не принял в качестве доказательства в арбитражном процессе как недопустимое, исходя из положений статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации перед получением показаний должностное лицо налогового органа разъясняет свидетелю его права и обязанности, а также предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.
Представленные налоговым органом объяснения Ф. получены с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации. Исходя из положений пункта 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Доказательств соблюдения предусмотренных законодательством условий при опросе, налоговым органом суду не представлено.
По смыслу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О и пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Обязанность доказывания не добросовестности возложена на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствии оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Такой же правовой позиции придерживается Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, разъяснивший в Постановлении от 12.10.2006 N 53, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверны.
Таким образом, судом исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим налоговым законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, принят законный и обоснованный судебный акт.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче кассационной жалобы налоговым органом не оплачена государственная пошлина. На основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с налогового органа подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение жалобы в бюджет.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.04.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16485/06-31 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю государственную пошлину в размере 1000 рублей в Федеральный бюджет.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.2 ст.169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п.5 и 6 данной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом.
По мнению ИФНС, счета-фактуры поставщика составлены с нарушением требований п.5, 6 ст.169 НК РФ, а именно подписаны не установленным лицом, поскольку имеется письмо УФНС о том, что лицо, от имени которого подписаны счета-фактуры, по настоящее время находится в местах лишения свободы, и при выписке счетов-фактур не участвовало. При этом в момент заключения договора у организации была возможность установить личность директора контрагента, что ею сделано не было. На этом основании в возмещении организации НДС налоговым органом отказано.
Как указал суд, представленные в качестве доказательства объяснения директора контрагента получены с нарушением требований законодательства, поскольку при получении показаний должностным лицом налогового органа свидетелю не были разъяснены его права и обязанности, а также не было сделано предупреждение об ответственности за дачу ложных показаний.
По смыслу Определения КС РФ от 16.10.2003 г. N 329-О и п.7 ст.3 НК РФ, действует презумпция добросовестности налогоплательщика.
Поскольку ИФНС не представлены другие доказательства недобросовестности налогоплательщика, и организацией соблюдены остальные условия, необходимые для применения вычета по НДС, то суд признал применение ею вычета по НДС правомерным.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июля 2007 г. N Ф04-4820/2007(36342-А03-41)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании