Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 июля 2007 г. N Ф04-4615/2007(36124-А27-40)(36125-А27-40)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "СибБизнесЛидер" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 19.12.2006 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее Закон о регистрации) необходимых для государственной регистрации документов.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.02.2007 требования Общества удовлетворены: оспариваемое решение Инспекции признано недействительным. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенное по делу решение отменить и принять новый судебный акт.
В кассационной жалобе Общество ссылается на нарушение судом норм процессуального права, поскольку в нарушение статей 199. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд не указал в решении на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, в связи с чем налоговый орган отказывает произвести государственную регистрацию заявителя в связи с ликвидацией. На основании изложенного Общество просит частично изменить решение суда от 27.02.2007 посредством указания на обязанность Инспекции внести в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о ликвидации Общества.
Судом и материалами дела установлено следующее.
23.08.2006 Общество (г. Новокузнецк) было создано путем реорганизации в форме слияния двух юридических лиц - ООО "Скала" (г. Киселевск) и ООО "Промысловая контора" (Таштагольский район).
24.08.2006 регистрационное дело было передано Инспекции в связи с местонахождением созданного юридического лица в г. Новокузнецке.
30.08.2006 участники Общества приняли решение о его ликвидации.
06.09.2006 в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликованы сведения о ликвидации Общества и установлен 2-х месячный срок предъявления требований кредиторами (л.д. 20-22, том 1).
14.09.2006 Инспекцией в реестр была внесена запись о принятии решения о ликвидации Общества, о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.
04.12.2006 ликвидатор Общества обратился в налоговый орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации и снятии с налогового учета, приложив к заявлению документы, предусмотренные статьей 21 Закона о регистрации, в том числе промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, согласно которым задолженность по налогам и сборам у Общества отсутствует (л.д. 28, 30 том 1).
18.12.2006 налоговым органом внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
19.12.2006 Инспекция вынесла решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией со ссылкой на статью 23 Закона о регистрации, указав, что Обществом не представлен ликвидационный баланс, так как он не содержал сведений о задолженности по налогам, образовавшейся за ООО "Промысловая контора". При этом оспариваемое решение было принято без описания обстоятельств, обосновывающих принятие данного решения.
Общество, не согласившись с указанным решением Инспекции, оспорило его в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом, основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации Общества явилось указание Инспекции на то, что представленный ликвидационный баланс Общества при наличии непогашенной задолженности (79 160,95 руб.) ООО "Промысловая контора", правопреемником которого является Общество, свидетельствует о нарушении Обществом порядка проведения ликвидации, предусмотренного статьями 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом Инспекцией указано, что полный пакет документов в отношении ООО "Промысловая контора" был представлен в Инспекцию от ИФНС России по г. Таштаголу лишь 01.12.2006, в связи с чем требование о задолженности в сумме 79 160.95 руб. было направлено в адрес председателя ликвидационной комиссии Общества лишь 19.12.2006.
Кассационная инстанция соглашается с выводом суда, что Инспекция в установленном законом порядке не доказала обязанность налогоплательщика по отражению задолженности 79160,95 руб. в ликвидационном балансе Общества.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Таким образом, предъявление налоговым органом Обществу требования о включении задолженности в реестр требований кредиторов 19.12.2006 (то есть, после окончания срока на предъявление требований кредиторов) не является основанием для отражения заявленной Инспекцией суммы задолженности в ликвидационном балансе.
Более того, в соответствии пунктом 2.2. Приказа ФНС РФ от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165@ (ред. от 14.06.2006) "Об утверждении методических указаний для налоговых налоговых органах Российской Федерации в связи с изменением места нахождения" (далее - Приказ ФНС от 20.12.2004) учетное дело организации в установленном порядке пересылается в налоговый орган по новому месту нахождения организации в течение грех рабочих дней со дня снятия организации с учета в налоговом органе вместе с сопроводительным письмом. При этом в учетное дело не включаются документы, связанные с деятельностью организации.
Согласно пункту 2.4. Приказа ФНС от 20.12.2004 весь перечень документов, связанный с деятельностью организации, должен быть сформирован и отправлен в налоговый орган по новому месту нахождения юридического лица не позднее 30 дней со дня снятия организации с учета.
В случае необходимости налоговый орган по новому месту нахождения организации направляет в налоговый орган по прежнему месту нахождения налогоплательщика запрос о направлении недостающих документов, связанных с деятельностью организации, в сроки, указанные в запросе.
Налоговый орган по прежнему месту нахождения проводит сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом, государственными внебюджетными фондами на дату снятия налогоплательщика с учета в связи с изменением места нахождения в соответствии с установленным порядком.
Наличие у организации задолженности не является основанием для нарушения сроков снятия организации с учета и направления документов в налоговый орган по новому месту нахождения организации.
Таким образом, поскольку судом установлено, что Общество создано путем реорганизации в форме слияния двух юридических лиц - ООО "Скала" (г. Киселевск) и ООО "Промысловая контора" (Таштагольский район), весь пакет документов, связанных с деятельностью Общества должен быть направлен в Инспекцию (то есть по новому месту нахождения) из налогового органа по прежнему месту нахождения в срок не позднее 30 дней со дня снятия с учета - 24.09.2006, в то время как он был направлен 01.12.2006.
Если отправление пакета документов из одного налогового органа в другой (в том числе, о размере задолженности перед бюджетом) было произведено в нарушение пункта 2.4. Приказа ФНС от 20.12.2004, что повлекло нарушение прав бюджета по взысканию налогов, то данное обстоятельство может служить основанием для вывода о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей работниками налогового органа, но не являться основанием для отказа Обществу в государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с отказом признать и, соответственно, отразить в данных ликвидационного баланса задолженность, требования по которой предъявлены налоговым органом с нарушением установленного срока.
Таким образом, поскольку судом установлено и материалами дела подтверждено, что ликвидационный баланс был представлен Инспекции (что подтверждается описью вложения в ценное письмо от 07.12.2006, почтовой квитанцией и уведомлением о вручении), что Инспекцией не заявлено о недостоверности данных баланса по иным обстоятельствам, кассационная инстанция поддерживает вывод суда, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 23 Закона о регистрации для отказа в государственной регистрации Общества в связи его ликвидацией, по причинам, изложенным налоговым органом.
Поэтому суд правильно удовлетворил требование Общества в части признания недействительным решения Инспекции от 19.12.2006 об отказе в государственной регистрации.
Вместе с тем суд первой инстанции допустил нарушение нормы процессуального права, которое привело к принятию неполного решения.
Так, согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как следует из решения суда, резолютивная часть принятого по настоящему делу судебного акта не отвечает требованиям статьи 201 АПК РФ, а именно - в ней не содержится указание на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, которое с учетом специфики настоящего дела является обязательным.
Поскольку судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но нарушена указанная норма процессуального права, суд кассационной инстанции находит возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ изменить решение суда путем внесения в резолютивную часть решения дополнительного абзаца соответствующего содержания.
Суд кассационной инстанции считает, что требование об указании на обязанность
Инспекции внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации Общества не подлежит удовлетворению, поскольку судом при рассмотрении настоящего дела не проверялись все представленные документы на предмет их соответствия требованиям Закона о регистрации.
По результатам рассмотрения дела в суде кассационной инстанции с налогового органа подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287. частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.02.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-460/2007-5 изменить, дополнив резолютивную часть абзацем следующего содержания: "обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "СибБизнесЛидер", вызванные принятием межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка решения от 19.12.2006".
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июля 2007 г. N Ф04-4615/2007(36124-А27-40)(36125-А27-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании