Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 июля 2007 г. N Ф04-4906/2007(36467-А03-26)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новосибирска (далее - налоговый орган города Новосибирска) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Барнаула (далее - налоговый орган города Барнаула), обществу с ограниченной ответственностью "Электросервис" (далее ООО "Электросервис", общество), город Новосибирск, о признании недействительной государственной регистрации изменений, связанных с изменением места нахождения юридического лица, вносимых в учредительные документы ООО "Элекросервис".
Заявленные требования мотивированы тем, что ООО "Элекросервис" представило в регистрирующий орган документы, содержащие недостоверные сведения, то есть составленные с нарушением требований пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 года N 129-ФЗ. Считает, налоговым органом города Барнаула произведена незаконная государственная регистрация изменений на основании документов, содержащих недостоверные сведения, так как по юридическому адресу общество не находится и никогда не находилось.
Решением от 01.02.2007 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.03.2007, в удовлетворении заявленных налоговым органом города Новосибирска требований было отказано.
Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Барнаула правомерно произвела государственную регистрацию изменений, связанных с изменением места нахождения юридического лица, вносимых в учредительные документы ООО "Элекросервис". Кроме того, судебные инстанции не усматривают нарушение этой регистрацией прав и законных интересов инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новосибирска.
В кассационной жалобе налоговый орган города Новосибирска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительной государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы ООО "Элекросервис", произведенных на основании решения N 2509А от 01.08.2006.
Податель кассационной жалобы считает, что согласно пункту 2 статьи 8, пункту 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ, пункту 2 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 года N 14-ФЗ, пункту 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации документы, представленные на регистрацию, не соответствуют установленным законом требованиям, так как место нахождения ООО "Элекросервис" в учредительных документах не определено, поскольку по данному адресу ООО "Элекросервис" не находится и никогда не находилось, договоры аренды с арендодателем не заключались.
Кроме того, считает, что регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, которые являются недостоверными, существенно нарушают права налогового органа города Новосибирска, по осуществлению налогового контроля и выполнению функции налогового органа.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Барнаула, просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, поскольку все, перечисленные в статье 17 Закона о регистрации, документы представлены обществом в надлежащий регистрирующий орган; требования по оформлению заявления были соблюдены.
Отзыв от ООО "Элекросервис" не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отмене состоявшихся по настоящему делу судебных актов.
Материалами дела установлено, что ООО "Электросервис", зарегистрировано в качестве юридического лица налоговым органом города Барнаула 29.12.2005. В связи с изменением места своего нахождения обществом 28.07.2006 было подало заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
01.08.2006 на основании представленных в регистрирующий орган документов налоговым органом города Барнаула было принято решение N 2509А от 01.08.2006 о государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица ООО "Электросервис".
ООО "Электросервис" зарегистрировано по новому месту нахождения по адресу: 630099, город Новосибирск, улица Орджоникидзе, дом 40.
13.11.2006 налоговыми инспекторами налогового органа города Новосибирска был составлен акт, согласно которому по указанному в учредительных документах адресу ООО "Электросервис" не находится.
Полагая, что в связи с указанием недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица государственная регистрация произведена незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом города Новосибирска требований, суды исходили из того, что право заявителя на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закона N 129-ФЗ) не установлено.
Кассационная инстанция считает данный вывод ошибочным, исходя из следующего.
На основании подпункта 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из указанных норм права следует, что налоговые органы имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. В связи с чем кассационная инстанция соглашается с доводом налогового органа о том, что налоговые органы наделены правом предъявлять в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
Вывод суда об отсутствии такого права у налоговых органов в совокупности с другими обстоятельствами повлек принятие неправильного решения суда по делу на основании следующего.
Согласно статье 12 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" и пункту 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации учредительные документы должны содержать сведения о месте нахождения юридического лица.
Из материалов дела следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ООО "Элекросервис", были представлены документы, предусмотренные положениями статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", по установленной форме и текст изменений, касающиеся изменения места нахождения юридического лица.
Из данных документов следует, что местом нахождения ООО "Элекросервис" является город Новосибирск, улица Орджоникидзе, 40.
Материалами дела было установлено, что данное общество отсутствует по указанному адресу.
Дополнительным подтверждением предоставления в регистрирующий орган недостоверной информации о месте своего нахождения явилось отправление в адрес общества определения и решения суда по указанному адресу, которые вернулись в суд с отметками почтового отделения, что организация не зарегистрирована (л.д. 51, 59).
Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001 не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В качестве оснований для отказа в государственной регистрации предусмотрено только не представление определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (статья 23 закона).
Однако это не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Учитывая, что надлежащим ответчиком по такому спору должно выступать юридическое лицо, обращающееся в регистрирующий орган, которое по настоящему делу привлечено в качестве ответчика, суд в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации призван полно и всесторонне исследовать доводы сторон по существу спора, в том числе, налогового органа о том, что обществом была предоставлена недостоверная информация о месте своего нахождения, указанная в документах, предоставленных налоговому органу для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Отсутствие информации о месте нахождения общества делает невозможным осуществление налогового контроля, а так же привлечения к административной ответственности виновных лиц за предоставление недостоверных сведений, создает возможность нарушения прав неограниченного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нарушение судами положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов, поскольку исходя из положений части 3 статьи 288 АПК РФ, неприменение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
При новом рассмотрении суду надлежит в полном объеме исследовать и оценить все обстоятельства по делу с учетом доводов налогового органа, самого общества, привлеченного к участию в деле в качестве ответчика.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.02.2007 и постановление от 29.03.2007 апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15481/2006-10 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июля 2007 г. N Ф04-4906/2007(36467-А03-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании